Найти тему
История войн и оружия

Супертанк из прошлого и его ценность для настоящего

Проигрывая войну немцы еще с "Тигра" начали делать ставку на тяжелые танки.

Ставка делалась на качественное превосходство над советскими массовыми средними танками Т-34.

-2

Очень хорошие результаты в 1941 г. показали 88-мм зенитки, которые могли подбить не только Т-34, но и тяжелый КВ.

-3

"Тигр" мог поразить Т-34-76 на дальности 2 км! Более современный Т-34-85 на 1,5 км.

В борт Т-34-76 поразить "Тигра" мог только в упор со 100 м. Т-34-85 с лоб мог поразить "Тигр" на 500 м.

Немцы на достигнутом не остановились и под конец войны активно дорабатывали свой супер танк "Маус".

"Маус"
"Маус"

Он весил под 190 тонн, лобовая броня корпуса 200 мм, лобовая броня башни 240 мм, бронелисты еще были под наклоном, пушки две 128-мм и 76-мм. Двигатель 1 250 л. с.

Но кроме немцев были еще не уступающие им по техническому уровню американцы, они в годы войны произвели свой супертанк.

Он был мощнее самого мощного советского последнего тяжелого танка "Иосиф Сталин" ИС-5/8 или Т-10. У него лобовая броня башни 120 мм, лобовая броня корпуса 120 мм. Расположенная под углом.

Т-10М Авторство: ChrisO. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=361911
Т-10М Авторство: ChrisO. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=361911

Даже более защищенный Т-55 с лобовой броней башни 200 мм и лобовой броней корпуса 100 мм, американскому супертанку уступает.

Т-55
Т-55

В сентябре 1943 г. стартовал проект самоходного орудия с 105 мм пушкой. Выпуск ограничился двумя прототипами законченными в 1945 г. и 1946 г.

Т28/Т95
Т28/Т95

Он получил название Т28/Т95 отличался мощным бронированием и массой до 95 тонн.

Верх лба корпуса защищается 305 мм броней под прямым углом, низ лба корпуса имеет 130 мм брони под углом 60 градусов. Маска орудия имеет 406 мм брони под углом ноль градусов.

Махину передвигал 510-сильный двигатель, скорость по шоссе была 13 и 24 км/ч, скорость по пересеченной местности 6 км/ч. Запас хода по шоссе 160 км.

Изначально танк предназначался для преодоления укреплений на немецком "Западном вале".

В марте 1945 г. тыл сухопутных войск заказал 5 танков, которые назвали Т28.

Вооружался танк 105-мм пушкой Т5Е1, она могла разгонять снаряды до больших скоростей и эффективно поражать бетонные укрепления.

В качестве дополнительного вооружения у командира был 12,7-мм пулемет "Браунинг" у командирской башенки.

8 марта 1945 г. по предложению начальника вооружений название сменили с Т28 на "самоходное" Т95.

Танк-самоходка опоздал на войну в Европе. Сварка корпуса была завершена в августе 1945 г. Т95 опоздал и на войну с Японией.

500-сильный двигатель был слишком слаб, поэтому было рекомендовано движение со скоростью не более 10 км/ч при 2 600 оборотах двигателя.

Чтобы снизить давление на грунт самоходка получила две пары гусениц, по две на борт. Причем внешние гусеницы могли сниматься, таким образом ширина машины сокращалась.

В концепцию бронетанковых вооружений США Т95 не вписывалась, танки должны были иметь башню, а самоходки должны были легкобронироваться.

В июне 1946 г. самоходку Т95 перевели обратно в танки Т28.

Авторство: Randen Pederson. Flickr, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2262232
Авторство: Randen Pederson. Flickr, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2262232

Одна машина продолжала испытываться на Абердинском полигоне до конца 1947 г.

Работы были остановлены в связи с решением департамента военной политики прекратить все работы в классе 100-тонных машин.

Но сейчас танк-самоходку можно переосмыслить.

В боевых действиях все чаще участвуют танки "Царь Мангалы" с приваренными фальшбортами от дронов.

-9

Танки Т-72 и Т-80 используются как штурмовые машины, обычно они впереди себя катят минный трал.

Башня при таком использовании танка становится ненужной.

Почему бы не создать Т28/Т95 на новом уровне.

125-мм или 152-мм пушку установить прямо в корпус. А самоходку наглухо зашить фальшбортами и фальшкрышей.

ИСУ-152
ИСУ-152

Должна получиться штурмовая самоходка, с очень мощной комбинированной лобовой броней, плюс динамическая защита. Двигатель можно поставить от Т-80 или дизель от Т-90.

Вес очень большой, не меньше максимального веса, который выдержит железнодорожная платформа и мосты.

125-мм, а тем более 152-мм орудие любое укрепление разнесет.

Фронтовик А. Панкин вспоминал, что от 152-мм было не спастись.

"Мы разбивали бетонные доты. Насквозь пробивали все. На полтора метра в глубину железобетонной конструкции снаряд входил. Я лично видел, как доты разносило от того, что внутри детонировали вражеские снаряды после нашего прямого попадания".

Пока не будет массовым производство 23-мм и 30-мм снарядов с дистанционным подрывом, широкое распространение турелей с сопровождением целей будут актуальны такие самоходки.

Спасибо за прочтение.