Прежде чем рассуждать о благодати (по-русски – "добром подарке"), нам нужно сразу понять, что эта тема о вещах невидимых, которые наши души, запертые в материальном теле, не способны постичь в полноте, а все многообразие образов и притч на эту тему является лишь неполноценной проекцией духовных реальностей на наш ум.
Вопрос этой темы касается благодати для "обычного" человека, то есть мирянина, а не епископа, священника, дьякона, которые получают благодать в таинстве Хиротонии, и не монаха, который открывается для благодати отречением от земного временного счастья.
Итак, согласно догмам Церкви, Бог является Творцом и Вседержителем всего сущего, то есть до начала времени не было ничего – ни пространства, ни самого времени, ни материи, а был только Бог. Поэтому все сотворено из ничего "рукой" Бога и ей удерживается от распада. Касательно души человека дословный перевод еврейского текста из книги "Бытие" говорит, что
Бог вдохнул в свежесотворенное из земляной пыли тело Адама «дыхание жизней». Именно во множественном числе: жизнь сложных органических соединений в каждой микроскопической клетке; жизнь растения – потому что человек питается, пьет и растет; жизнь животного – двигается, размножается, спит, наслаждается и страдает; и, наконец, жизнь Самого Бога, разум как духовный орган общения с Ним.
Слова "сотворил" и "вдохнул" вызывают в воображении совершенно различные образы.
Благодатью называется особое действие Бога, направленное на духовную пользу человека. Она связана именно с тем самым "дыханием" из книги "Бытие".
Каждый практикующий христианин, исходя из собственного опыта, может перечислить целый ряд разновидностей благодати.
Самая первая благодать – это благодать истины. Человек слышит проповедь Евангелия, мучается от сомнений, и, в конце концов, прогибает свой замутненный ложным пониманием реальности ум под учение Церкви.
Каждый из нас по-своему пришел к вере, слышал истории других христиан, и никто не может сказать, что истина не повлияла благодатью на наши жизни. В Евангелии и Деяниях Апостолов мы можем прочитать и о самых древних примерах обращения в христианство.
Далее благодать подается в святом Крещении и Миропомазании. Хотя исторически Господь пострадал, умер и воскрес, человек, ради которого воплотился Бог, не будет искуплен, если не примет крещение. После крещения человек очищается от первородного греха и всех грехов, совершенных до таинства.
Затем новоначальному церковному человеку необходима "агрессивная", направленная против бесов благодать. Дьявол знает, что если человек укоренится в истине и воцерковится, духи тьмы потеряют над ним всю власть. Поэтому духовный враг ополчается на желающего воцерковиться человека внушениями лени, страха, стыда, ностальгией по греховной жизни и другими чувствами. Если мы откроем Евангелие и посмотрим на зарю христианства, то увидим, как паразитирующие в людских душах бесы мучаются от приближения Иисуса Христа, как Он мгновенно и со властью изгоняет их из страдальцев.
Врага человеческого рода отгоняют от человека таинство Исповеди, молитва, знамение Креста, послушание со смирением, дела милости, применение святой воды. Неприятной для бесов благодатью обладают святые Ангелы, поэтому Церковь рекомендует христианам каждодневно обращаться к своему Ангелу-хранителю.
В том же таинстве Исповеди действует благодать, очищающая душу от скверны и "бинтующая" раны (страсти), которыми повредил ее грех.
Когда новоначальный христианин начинает причащаться Тела и Крови Иисуса, благодать помогает ему воздерживаться от греха, постепенно заживляет страсти и вытравливает из души греховные привычки. Если человек регулярно причащается в течении длительного времени, он становится совершенно свободным от грубого греха. Если христианин до воцерковления творил какое-либо зло другим людям, муки совести его отпускают, благодать дает ему мир и радость, уверенность, что Бог простил его.
Звучит достаточно много споров о благодати, подаваемой в таинстве Соборования (Елеосвящения). В общих чертах "механизм" таинства можно описать так: верующий приходит в храм ко Христу, приступает к таинству Соборования и по Его милости получает ровно то исцеление души и тела, которое угодно Богу. Евангельский случай с кровоточивой, которая тайком прикоснулась к Христу в толпе, пожалуй, можно отнести к одному из первых примеров Соборования, хотя веществом таинства там было не масло, а одежда Христа.
Мужчины и женщины, которые проходили через таинство Венчания, обычно описывают свои ощущения, как "сращивание" благодатью их душ. В этом случае сбываются слова Спасителя о том, что двое будут одной плотью.
Дыхание души – это молитва. В ней подается повседневная благодать от Бога, помощь от Девы Марии, Предтечи, апостолов, всех святых угодников и, как было сказано выше, святых Ангелов.
Многие святые отцы утверждают, что сама буква слова Божьего благодатна, поэтому к Библии и Псалтири, которые должны быть у каждого христианина, относиться нужно благоговейно. Если человек много раз читал хотя бы Евангелие, в его памяти более-менее сильно отпечатался священный текст, и хочет он того, или нет, по этим отпечаткам, как по каналам, будет "сочиться" благодать.
Выше уже упоминалась святая вода – агиасма. По учению Церкви, благодать таинственно присоединяется к воде после того, как священник обратит над ней к Богу обычные для ее освящения молитвы из требника.
Христианам строго не рекомендуется целенаправленно искать благодати подобной той, что пережили апостолы на горе Преображения. Иначе можно доискаться ложных духовных ощущений от бесов, впасть в такую духовную болезнь, как прелесть и повредить психику. Бога нельзя заставить дать человеку святость и райское блаженство уже здесь, на земле, можно Его к этому лишь приклонить. Христианин должен иметь готовность приклонять Бога к помилованию своей души, даже если на это уйдет вся оставшаяся жизнь.
Итак, нет человека, недоступного для благодати, хотя и не всем суждено прикоснуться к каждому ее виду.