Найти в Дзене
Внук Эзопа

Абсурд и бунт Альбера Камю: противостояние человека бессмысленности жизни

Когда мы сталкиваемся с осознанием абсурдности человеческого существования, Камю предлагает два возможных подхода для преодоления этого осознания: физический уход в небытие и философский уход в небытие. Некоторые люди выбирают физический вариант, считая, что если жизнь не имеет смысла, то она не стоит того, чтобы продолжать существовать.

Однако несмотря на то, что это является одним из вариантов решения проблемы, многие предпочитают философское небытие. Они пытаются уйти от тревожного осознания абсурдности жизни через веру и надежду. Даже при отсутствии доказательств, такие люди принимают веру в то, что за пределами земной жизни существует абсолютная гармония, нирвана, смысл или Бог.

Камю считает оба типа выхода из жизни — физическое и философское — возможными реакциями на осознание абсурдности жизни: «Требует ли абсурдность жизни того, чтобы человек спасался от неё с помощью надежды или [самонебытия] — вот что необходимо прояснить, выследить и разъяснить, отбросив всё остальное. Диктует ли абсурд небытие?»

Признавая самонебытие как возможный ответ абсурду, Камю пришел к выводу, что те, кто решает совершить физическое или философское самонебытие, не понимают, что сохранение осознания абсурда без выбора небытия представляет собой достижение — высшее состояние сознания. Осознавать абсурд и ожидающую его сокрушительную судьбу, значит для Камю становиться выше этого. Такого человека Камю называл «абсурдным героем».

✅ Поддержание ясного осознания абсурдности жизни естественным образом стимулирует «бунт», чувство возмущения и протеста против своего трагического состояния и вызывающий отказ быть сломленным им.

«Это постоянная конфронтация между человеком и его собственной безвестностью. Это настойчивое требование невозможной прозрачности. Это ежесекундно бросает миру новый вызов… Это не стремление, ибо оно лишено надежды. Этот бунт — уверенность в сокрушительной участи без смирения, которое должно его сопровождать» (Миф о Сизифе).
Бунтовать — значит сказать «нет» своему абсурдному существованию и в процессе сказать «да» какому-то другому, более желанному существованию
Бунтовать — значит сказать «нет» своему абсурдному существованию и в процессе сказать «да» какому-то другому, более желанному существованию

✅ Бунтовать — значит сказать «нет» своему абсурдному существованию и в процессе сказать «да» какому-то другому, более желанному существованию.

Это утверждение, скрытое в бунте, ведет к бунту, который представляет собой попытку изменить форму человеческого существования собственными усилиями: «В каждом бунте можно обнаружить метафизическое требование единства, невозможность его достижения и построение замещающей вселенной. Бунтарство, с этой точки зрения, является фабрикацией вселенных». (Бунтарь: эссе о бунтующем человеке)

Хотя изначально бунт может иметь положительный потенциал, он не всегда ведёт к позитивным изменениям. Камю считал, что разрушительные формы бунта, которые он называл «нигилистическими», распространены в наше время, особенно в условиях современных тоталитарных режимов. Камю, переживший некоторые из самых жестоких геноцидов XX века, видел в них восстание против абсурда.

После осознания отсутствия высшего смысла, оправдывающего существование, эти движения выражали ненависть к жизни и стремление занять место Бога и Дьявола в безбожном мире: «После свержения трона Бога бунтарь понимает, что именно от него зависит создание справедливости, порядка и единства… и, делая это, оправдать падение Бога. Затем начинаются отчаянные попытки создания, если потребуется, ценой преступлений, человеческой империи».

Нигилистические формы бунта оправдывают насилие и разрушение, утверждая, что в абсурдном мире, где нет истины и моральных ценностей, всё дозволено: «Если мы ни во что не верим, если ничто не имеет значения и если мы не можем утверждать никаких ценностей, тогда всё возможно и ничто не имеет значения».

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа