erid: 2SDnjepLNY2
"А вы знали, что Рипербан 14 июля будет праздновать юбилей – 70 лет?", – спросил меня Артем, наш гид. Пока мы стоим на залитой солнцем нижней палубе, матросы отдают швартовы, и капитан медленно и мягко выводит судно от пристани “Форт Константин” – Рипербан начинает свою прогулку по фортам Кронштадта.
Ветра почти нет, волны тоже, а в голубом небе проплывают облака-барашки.
Действительно, форты Кронштадта лучше всего смотреть с воды. Форт – латинское fortis и французское fort, т.е. сильный и крепкий. Так Петр I задумал и воплотил в жизнь идею возвести морскую крепость, которая будет состоять из каскада неприступных сооружений и укреплений – фортов.
Рипербан плавно набирает ход, пассажиры занимают свои места на верхней и нижней палубах, прильнули к иллюминаторам – скоро покажутся форты.
Рипербан, на котором мы идем, не просто прогулочное судно. Это целая история. Построенный на гамбургской судоверфи в 1954 году, и получивший свое имя в честь самой громкой, рок-н-рольной и свободной улицы Гамбурга (нем. Reeperbahn), Рипербан курсировал по Эльбе, выполняя роль прогулочного судна. И не только прогулочного – в свое время на его палубах давали концерты Rolling Stones, Beatles, гремели Queen, за что корабль можно смело называть дископараходом или клубом на воде.
Сегодня внутри висят фотографии и плакаты фронтменов, а на корме даже стоят скамейки, на которых успели посидеть легендарные Мик Джаггер, Чарли Уоттс и Кит Ричардс.
А в 2009 году Рипербан решил сменить порт приписки. Единственному в своем роде судну речного класса с корпусом ледокольного типа задраили люки и иллюминаторы, усилили ледовый бамбер и своим ходом, обойдя Данию, пройдя проливы Скагеррак и Каттегат, минуя Балтику, судно прибыло в Петербург, где сейчас трудится во благо компании “Морская Лига”.
– Рипербан курсировал даже в Северном море, а Северное море – самое штормовое море Европы. – говорит Артем. – Поэтому до нашего края он дошел спокойно.
Пока Рипербан рассекает морскую гладь, не обязательно все время сидеть у окна. Для пассажиров работает бар-буфет, а бармен Дмитрий, очаровательно улыбаясь, приготовит вам самый вкусный кофе – хоть эспрессо, хоть латте или чай (а может, что покрепче) – со стаканчиком в руках морская прогулка приобретает особую эстетику.
А если взять фирменный бутерброд с соленой семгой – ммм… Это уже гастрономическое путешествие.
Вот мимо проплывает Задний Створный Маяк Санкт-Петербургского морского канала. Среди всех оттенок синего он заметно выделяется своей стройностью и даже как будто грацией – привыкаешь, что маяк – пузатое и более основательное сооружение.
Миновав маяк, подходим к форту Кроншлот – первому южному форту Кронштадта, выстроенному в форме десятигранника. Кроншлот прошел и Первую, и Вторую мировые войны, а сегодня доступ туристам, увы, закрыт. Интересно, какие тайны хранят его казармы?
Пока мимо проплывает Кроншлот, я рассматриваю детали внутреннего убранства нашего судна. Рипербану не дашь 70 лет – за ним ухаживают, салон был реставрирован, а все родные элементы, от раздвижных деревянных дверей, ламп, мебели до латунных табличек с надписями на немецком языке - тщательно отполированы и начищены.
“Пётр I”, когда-то называвшийся “Цитаделью”, был заложен еще при Петре, но в 1824 году невероятно мощный, усиленный множеством орудий форт, разрушило наводнение, после которого сооружение пришлось возводить заново.
А вот “Александр I” раньше звался “Чумным” – в конце XIX века в нем была открыта лаборатория, в которой пытались изготовить вакцину от чумы. А после того, как зритель увидел форт Боярд, “Александр I” обрел новую популярность – форты очень похожи между собой.
Не спешите покидать территорию “Форта Константин” – это не только точка старта Рипербана, но и целый альманах интересных мест под открытым небом.
Здесь гостям открыты единственный в стране музей Маячной службы, и музей “Пушкарь”. Первый приоткрывает загадочный мир маяков, в том числе показывает привезенные настоящие лампы и световые устройства с действующих маяков, спасшие не одно судно. “Пушкарь” интересен любителям истории - здесь гордо выставлена коллекция археологических находок, посвященная истории строительства и развития Кронштадтских фортов.
Интересно изучить бывшие боевые батареи. Поднимитесь на батарею Паукера (один из трех ее корпусов ближе всех к морю и вид открывается потрясный), или на сам форт Константин, или пройдите его внутренними коридорами, атмосферно сырыми и холодными даже в самую сильную жару.
Можно даже остаться жить здесь в автобусе. Без шуток! Целый списанный автобусный парк обрел вторую жизнь – бывшие маршрутки переоборудовали в дома на колесах, да со всеми удобствами и даже барбекю-зоной.
А если не хочется жить в автобусе, можно остановиться в плавучем отеле “Форт Константин” – здание стоит прямо на воде.
Проголодавшиеся гости могут утолить голод и жажду в кафе “Форт Константин”, расположенному в этом же отеле.
Советы тем, кого укачивает в море
Море все переносят по-разному. Мне ни зыбь, ни океанская волна никогда не доставляли дискомфорта, а кто-то узнает о морской болезни только, когда ступил на палубу. Поэтому – пара советов, как облегчить симптомы и не превратить отдых в мучение:
- Если вы знаете, что у вас морская болезнь – примите заблаговременно (30 минут) таблетку “Драмины”.
- При укачивании не стоит находиться на корме или ниже ватерлинии. Переместитесь ближе к носу – на нем качка ощущается меньше.
- Стойте на свежем воздухе.
- Если хочется лечь и есть возможность – можно лечь и вздремнуть.
- В буфете к чаю не зря предлагают дольки лимона и имбирь – попробуйте рассасывать лимон, как леденцы. а имбирь добавить в напиток.
- Не отправляйтесь в плавание на пустой желудок.
- Крепкий алкоголь в малых дозах. Просоленные капитаны говорят, что только это способ точно работает, но, возможно, это в играют гены пиратства. Метод работает, факт, но ориентируетесь на свои ощущения и отношения с алкоголем.
Как добраться
Пусть Форт Константин и находится в Кронштадте, далеко не в шаговой доступности от метро, добраться сюда проще, чем кажется. Если вы приезжаете на такси или своем автомобиле, в навигаторе нужно выставить точку “Территория Форт Константин”.
Если вы добираетесь на общественном транспорте, то городской автобус №101 доставит вас из Петербурга в Кронштадт, а там нужно всего лишь пересесть на яркий красный бесплатный экскурсионный шаттл “Кронсититур”, который привезет вас к “Константину”.
Шатл не просто доставит вас до нужного места - на его борту доступны аудиогид, да и сам маршрут – уже полноценная экскурсия по Кронштадту: Зимняя Пристань, Якорная Площадь, Гостиный Двор, Форт Константин. На этих же остановках шаттл и ловится. Ознакомиться с расписанием можно на сайте.
Реклама: ЗАО «Морская лига»