Найти в Дзене
Фёдор Сырчиков

О Злогоре.-Обзор и анализ

Что мы об нём знаем? Он отец Бояна и был новгородским жрецом, родившийся ещё до нашей эры, бывавший в совете новгородских жрецов и осуждавший "Геракла", но то, что я нашёл, раскрывает очень хорошо Злогора, но всё таки там есть кое-какие моменты, ибо написал похоже христианин, который застал лишь 17-й век. Я был удивлён, очередной побитый рекорд.

Герои:
Боян
Злогор
Перун
Велес
Славяне
Чёрнорог
Черти
Жёны градские
Старые бабы
Скворцы
Кикимора
Хозяйка-девица
Любимец-конь
Вадим Храбрый
Рюрик
Гостомысл
Варяги
Добрыня
Ярослав
Баба Яга
Марфа
Иван Грозный
Курица индейская

Сюжет
1.1. Начало

Боян, как свидетель, которого сравнивают с Гомером, но он седой.

Потому действие сразу же сначала переносится на 5-й век, ибо в одном из стихов именно тогда говорили, что Боян воспоет Сигей.
Говорит, чтобы он поверил горам, чтобы присаживался на ленивом и мрачном Волхове.

Волхов
Волхов

Сказку (то есть какую-то небылицу или рассказ) в быль превратит, то есть в правду, то что было. В игривом гуле гор, ибо похоже там ветра и это отсылка к их звукам.

Волхов на карте
Волхов на карте

И используя арфу, то он извлечёт древние следы славян (он уже извлекал в 9-м веке). Что судя по описанию из 6-го века, свойственно варварам и его варваром обзывают.

Арфа в мозаике, империя Сасанидов, III век н. э.
Арфа в мозаике, империя Сасанидов, III век н. э.

Какие гусли, он арфу использовал, Боян Злогорович!
Далее из праха(пыли,считай) извлекая забытые места и говорят, чтобы даже в дождь пел. Из тьмы воскрешая свет, на удивленье потомкам.

Далее говорят Бояну, чтобы обратил внимание, что с некой южной отчизны (возможно Греции) идут Перун идёт в сторону ночного края (Крайний Север, Арктика, Аляска или Гренландия или же просто какое-то мифическое место).

Пути
Пути

Вместе с ним Велес и Злогор. И их не было где-то несколько лет (что они там делали?)

Память тризны(пиршества в честь погибших) вековой Злогор сделал из них реку. Пиры делали даже длиной в век. Похоже, кто-то умер в 4-м веке. И именно в 5-м веке Злогор становится волхвом и начинается его путь. Начал омывать могильные холмы (то есть окружать считай, холмы, где были курганы), серебрянным змеем становиться и изгибается (то есть ходить, как змея). Да и серебрянный змей напоминает мне Медного из Ветхого Завета.

Серебрянный змей
Серебрянный змей

Он также умел превращаться в сыча с вороной и летать.

И чтобы не врали, христианин-автор, называет его извержцем ада, всех козней демонских творец, то есть творит демонские козни и родился в аду, может быть в Вавилоне, так пожалуй, на всякий случай запомню.

И он сын славян (славяне до 12-15 века до нашей эры были похоже), стал лишь вредоносный, появился из толпы (народа значит), жрец и колдун, что черни взор ослеплял надеждами, мечтами. Это не демоны, а просто толпа, народ.

Он ещё себя в часы превращал, во время молний и громов, был преисполнен.

Он ещё был крокодилом, волхвом, князем и вождём (ого, когда это было):

Крокодил
Крокодил

Что был голосом Невы вместо богов.

Нева
Нева

Принудил страхом почитать Перуна с чёрным рогом (ещё один вариант идола божества).

Вот похоже Злогор принуждает князя чтить Чернорога-Перуна
Вот похоже Злогор принуждает князя чтить Чернорога-Перуна

Да и причём этот бог чуждый для славян (Напоминает Ветхий Завет, где один еврейский царь поклонялся какому-то черту). Претенденты, откуда мог взяться Перун с Чёрным Рогом:

Далее приносил жертвы (хотя возможно за это осуждался "Геракл"), которые были против человеческих жертвоприношений (напоминает Ветхий Завет) и детей своих губил (кроме Бояна и похоже у него ещё дети были или это пастыри), которые плавали в:

Которых он топил.

Далее взяли душу Злогора черти (явно в ад христианский) и эпизод со смертью и чертями явно был уже в 17-м веке (точнее в 1650-70-х годах). И настолько страшны были слухи (явно распространялись) люди добрые после его смерти положили вниз головой (чтобы на небеса дух не попадал) и в его спину засунули кол от осины, причём спрятали в могилу (он что вурдалак или вампир?)

Осиновый кол
Осиновый кол

И над ним курган сделали. И далее говорят об человеке либо хорошее, либо ничего, кроме правды, как говорится полностью.

Похоже то, что дальше расскажут-является по этому высказыванию правдой.

1.2. Рассказ баб

И говорят об нём и его проказах даже в 17-м веке, причём свои копейки вставляют и старые бабы (как говорится "Источник, так Бабка сказала").

Говорится, что плёл басни-то есть рассказывал ложные истории, выдумывал и тому подобное. Также занимался бунтарством и также занимался ещё какими-то действиями, что привело к чему-либо.

И оказывается он родился от городской женщины, интересно.

Летал в дворцы, в башни (то есть он умел летать) и что он носитель каких-то дурацких идей.

Его видели скворцы, а летал, словно голубь.

Он также приходил на ужин, предположительно в 11 часов ночи, приходил в болото, к кикиморе, которую никто не видел (видно только по слухам бабок и известна).

Болото
Болото
Кикимора
Кикимора

Поэтому он мог появиться в жилом доме, бане или пустом доме.

Приходил вечером (то есть где-то в 6-12 часов ночи, по Далю) и там хранился ужин.

Также постоянно сидел на печи, что возмущает бабушек. (Емеля,ей богу!)

Емеля
Емеля

Он ужин ел, скрыпя зубами (бруксизм/неправильный прикус/несовпадение зубов/износ зубов (что более вероятно)/Заболевания/ привычка к стиснутию, нужно подчеркните).

А по ночам скакал на палке сотни вёрст до какой-то хозяйки-девицы (то есть 106 километров).

Своему любимому коню (Гай Юлий Цезарь вспоминается и Господин из первого стиха) он гладил гриву и за хвостом заботился, когда шёл мороз.

Он также возбуждал ненависть против Рюрика и Гостомысла, поддерживая Вадима.

И кажется, что вражда между варягами и славянами-бессмысленна (скажите это сегодняшним язычникам) и что у Злогора не всё нормально с головой.

Он потакая язычества служакам (Богумил и Уренгой, похоже), мешал Добрыне (Не Никитичу) Русь крестить, сбрасывать идолы, ставить кресты да новгородцам истине обучаться.

Добрыня
Добрыня

Противился он и Ярославу Мудрому, критиковал Русскую правду.

Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый

На коне и на повозке катал градскую тёзьку кудрявую Марфу и Злую лукавую(коварную) Бабу Ягу.

Пестом свои железным просил везти его на Вече.

На Хутыне (1570-1580-е года) ходил с факелом, чтобы сжечь Ивана Грозного.

На Званке (точнее в Волхове), тьму (десятки тысяч) чудес творил, он слазит с золотой луны, прям в Волхов, рисует лучами лунными горы и лес, блестев длинной луной (полумесяц?) и индейкой он полез. Он сделал полный поклон, а у самого седая борода. Залез в холм могильный (жесть) и с ним пропал языческие след на Руси.

Анализ

Боян показан более менее, причём сидит он на Волхове, который описывается, как скучный и мрачный.

Волхов
Волхов

Говорит, чтобы присядил и горам поверил, уединение с природой и тому подобное, говорится, чтобы спел на арфе (вот какой инструмент) и чтобы превратить сказания, легенды и предания в правдивое повествование о исторических событиях, чтобы всё было по правде.

Чтобы удивил потомков и возродил свет из тьмы, но тут приходят- Велес, Перун и волхв Злогор.

Приходят они с южной отчизны и идут куда-то в холод.

Насчёт того, что были тризны вековые-это могло быть и что память мог в реку превратить-тоже возможно, назвав в честь умершего человека реку. Начал он ещё и могильные холмы посещать, помимо всего он мог превратиться в серебрянного змея и изгибаться, ползая. И превращаться в ворону и сыча.

Про то, что он "извержец ада, всех козней демонских творец"-субъективное мнение автора-христианина и попытка в полемику со славянским язычеством.

Про то, что славянов сын-допустим, но спорно, в виду того, когда он родился. И что стал вредоносней, что был славянский жрец и причём из толпы-может быть.

Про превращения в часы во время громов, молний-выглядит, как легендарная дичь, но предположим. И про то, что коркодилом становился (крокодил, такое было в той же Повести о Словене и Русе). Но мы запоминаем ещё один факт- что он был и князем, вождём славян и жрецом, причём даже колдуном, что мог очаровать. И что он Глас Невы, а то есть говорил от имени новгородцев (такой термин был в Слово О Полку Игореве), вместо богов.

Про то, что принудил чтить страхом, то есть испытывать страх перед Перуном-Чернобогом, скорее всего калька с Ветхого Завета, а точнее с того эпизода, где Иеровоам поклонялся идолу, вместо Яхве. Точнее возможно слямзил с сатиров, короче Перуна-Чернобога считайте не одного языческого божества или вариацией славяно-языческого божества, а одного из чертей, ибо именно с рогами причём чёрными эти бесы и изображались.

И про человеческие жертвоприношения- судя по текстам, которые я находил, они были, но аргумент сляпан снова с Ветхого Завета. Предположим, что борцы против этого были, но про то, что детей губил-возможно и такое было, но не факт.

Далее автор пишет, что в Ильмене, Неве и Мшаге топил людей, сопровождается странным обращением "Но ты всех погубил", вряд ли автор пытался поговорит с умершим человеком через текст, скорее всего эта часть делалась ещё до его смерти, а автор таким способом пытался поменять мнение Злогора и заставить его покаяться.

Про то, что душу Злогора взяли черти- продолжение полемики, а так всё произведение направлено против язычества, а он такой важный.

"Что люди добрые, после смерти,
В гроб ложили вниз лицом.
Так спрятали его в могилу,
Чтобы больше не вредил им тиран,
Осинов кол ему вбив в спину,
Над ним насыпали курган."

Возможно были какие-то люди, а так возможно так и сделали, но то, что он был тираном-субъективное мнение, а возможно, что он таким и не был, ибо он осуждал за убийство граждан жреца "Геракла" (не тот Геракл).

Вообще тот момент с "Чернорогом" напомнил те времена, когда разоблачали сами знаете кого и рассказывали про то, что во время ВОВ воевали так, что две винтовки на двоих. А этот сюжет калька с учебника по истории, где сообщался похожий факт.

Далее автор говорит, что он был проказником и предлагает читателю "послушать" рассказ от старых баб. (Напомнило мне один случай). Небось автор думает, что бабы Бога бояться, потому правду говорят. Возможно, это могли быть его предки, ибо аргументация чем-то похожа (Он ссылается на рассказ от старых баб, а бабы, когда говорят про полёт, ссылаются на скворцов, об этом далее).

Вообще рассказ от старых баб, пусть они и свидетели против "Злогора" в этом христианском суде, сами они известны, как не самый достоверный источник. В нём и правда совместилась с художественным вымыслом и тому подобное, но зёрнышки там есть.

Про то, что он плёл басни- я не знаю, говорил ли он ложь, про интриги и сеял смуты, он участвовал в политических событиях тех лет-это да.

Он родился от городских девушек-это тоже похоже на правду.

Про носителя дурацких идей-это сугубо мнение бабушек, а не правда

Про полёты-вполне мог. Даже если были такие нелепые свидетели, как скворцы (они наверно сами это бабкам рассказали).

Про посещении кикиморы. Он приходил к незримой кикиморе, что это говорит? Об том, что в каком-то болоте живёт кикимора-невидимка, если её никто не видел, то кто видел в какой дом он шёл и у кого ужин брал?

Про съедание со скрыпом зубов и лежание на печи- это похоже на правду.

Вообще автор думаю, что бабки-это весьма хороший аргумент, вроде бы и правда, а вроде бы и Баба Яга.

А по ночам скакал к хозяйке-девице... На палке сотни вёрст (что примерно 106 километров). Во первых, к какой и где? Во вторых, скакать на палке? Серьёзно? Я на метле скакал, причём это было где-то 4 года назад. Это больше похоже на дурачество, а не на реального Злогора.

Про того, что у него был конь, который был и любимый, которому и гриву с хвостом гладил-это правда, у Бояна тоже был конь.

Про воодушевление черни и Вадима против Рюрика и Гостомысла-это похоже, правда, он участвовал в восстании против Рюрика, но бабки, чернь-это простой народ, не бояре. Восстание где-то 860-х годов. Для автора явно нет смысла для подобного бунта (ну всего лишь варяг пришёл) и что у Злогора всё с башкой не нормально, хотя это личное мнение.

Про служак язычества тут имеется Богумил и Уренгой, которые мешали Добрыне крестить Новгород. Данная версия подтверждена археологическими находками, чтобы не сносили идолы в реку и чтобы не ставили крестов. Это похоже, реальный случай из его жизни.

Про сопротивление Ярославу и рассуждения о "Русской правде"-скорее всего правда.

Про катание на повозке и коне Баби Яги (мифологический персонаж)-не правда.
А тёзьку Марфу из города- мог повезти.

Железным пестом велел везти на Вече-такое могло быть, причём у Злогора был железный пест.

Вече
Вече

Про то, что он бегал с факелом на Хутыне и пытался сжечь Ивана Грозного-скорее всего это мифологический сюжет. Иван Грозный посещал Хутынь в 1570-80-е года, а про то, что Злогор бегал с факелом-скорее всего тоже участие то ли в заговоре, то ли ещё где-то.

Про сегодня ночью, непонятно, но интересно, что сегодня ночью (от 0.00 до 6.00) рассказывают бабки, что тот чудес много творил в Волхове (Званка действительно раньше называла Волховом).

"Лучом рисовал горы,лес,
Блестев длинною луной,
За курой индейской куда-то полез,
Борода такая снежная, склонялся челом,
Дрожит в струях вода и лезет в холм
Могильный, что был запачкан грехом
И в след с собой язычество увёл."

Возможно, это да, что с ним язычество ушло, а про куру индейскую скажу, что это индейка, появившаяся к 1650-1670-м годам. Потому возможно смерть Злогора произошла попозже.

Про грех-скорее всего субъективное мнение.

Индейка
Индейка

Итогов время.

Итоги:
Правда:
1. Злогор был колдуном и князем, вождём и князем.
2. У Бояна была арфа.
3. Он гулял вместе с Перуном и Велесом с южной отчизны (был в Греции).
4. Называл в честь умерших людей реки.
5. Он говорил от имени новгородцев, переговаривался вместо богов (логично, он же новгородский жрец)
6. Родился от городской девушки.
7. У него была семья и некоторых детей пришлось наказывать.
8. Он жрец, приносил жертвы.
9. Что его похоронили вниз лицом и добавили к нему кол недоброжелатели.
10. Участвовал в восстаниях Вадима против Рюрика и Гостомысла на стороне Вадима, вдохновлял людей, новгородцев.
11. Он стал жрецом после посещения южной отчизны, то есть в 5-м веке.
12. Он мог летать.
13. У него был любимец конь, об котором заботился даже во время зимы.
14. Он лежал на печи и у него были проблемы с зубами, а возможно и нет.
15. Он был против христианизации, потому мешал воеводе Добрыне Новгород крестить.
16. Судил Русскую Правду, противился Ярославу Мудрому.
17. У него была тёзька с Новгороде по имени Марфа с кудрявыми волосами.
18. Он её катал по городу.
19. У него был железный пест.
20. Он просил его везти на Вече (Новгородское)
21. Был противником Ивана Грозного.
22. У него была седая борода.
23. Он знал про индейку.
24. Он оставил след и вместе с ним язычество практические исчезло.

На этом всё, всем пока и удачи!