Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?
Стихотворение Маяковского в каком-то смысле является символом эпохи, в которой за человека решалось куда и как ему жить, а порой даже и с кем)). Что потреблять, чему радоваться и по чему сокрушаться.
Идеология советского государства умерла не совсем, на ее смену пришла идеология общества потреблятства, простите очепятка - общества потребления.
Потребность в социальных ориентирах и рамках безусловно необходима.
Как говорил белый офицер в одном из фильмов о гражданской войне: у офицера - честь мундира, она ему диктует как поступать, а у штатского - совесть. Я бы добавил, что совесть, у некоторых товарищей «в доле» и она может срабатывать как флюгер.
Моральные и этические рамки приводят к тому, что мы оцениваем поведение других, даже если нас об этом не просят, это происходит чаще неосознанно.
Не поспоришь с тем, что правила дорожного движения, конституциональные нормы, стандарты в компании, деловой этикет - нужны. Оценки в школе тоже имеют право быть.
А вот оценивать других по своим меркам: во что верить, что смотреть, как трудиться, с кем жить, как питаться, отдыхать чаще являются причиной ненужной напряженности, конфликтов и, главное, ведут к потере качества жизни.
Попробуйте прожить одну неделю без оценок, произносимых вслух, ну или сведите их к минимуму.
Оценивание происходящего смело заменяйте констатацией факта, или проговариванием своих эмоций. Например, вместо «это пустой фильм» – «я ничего для себя не вынес из этой картины», или «ты почему такой несобранный?», замените фразой: «я жду тебя уже 10 минут и у меня кончается терпение».
Попробуйте избегать даже положительных оценок: вместо «это самый крутой сериал», вполне подойдет – «когда я смотрю этот сериал, то получаю эстетическое наслаждение и отдыхаю».
В общем, не оценивайте и менее судимы будете!
Или вы считаете по-другому?