Найти тему
Time Out

Мифическая (квази)культура и коллективные переживания: 7 самых многообещающих сибирских художников

   Фото предоставлены: Александр Дорош, Михаил Чувакин, Наташа Юдина, Амгалан Ринчинэ, Мария Рыбка, Angel Danger, архивы пресс-служб Алиса Алексеева
Фото предоставлены: Александр Дорош, Михаил Чувакин, Наташа Юдина, Амгалан Ринчинэ, Мария Рыбка, Angel Danger, архивы пресс-служб Алиса Алексеева

C 28 июня по 2 июля в Красноярске проходит Первая сибирская ярмарка современного искусства SCAN FAIR. Гостям представят более 40 независимых художников и пять галерей от Урала до Дальнего Востока, а также публичную программу при поддержке Сибирского института развития креативных индустрий об арт-рынке и меценатстве в регионах и лекции о развитии карьеры. Time Out расспросил некоторых художников об их творчестве и о том, что сейчас происходит на арт-сцене их городов.

-2

Анастасия Рыбакова, Красноярск

Мое творчество — это бесконечное общение с собой из прошлого и будущего. Я отвечаю на свои вопросы — например, имеют ли растения душу или что делать с воспоминания о людях, которых больше не любишь, — через изображения. Для меня важно, чтобы в искусстве было просторное поле для размышления: когда приходишь с другом на выставку, смотришь с ним на какой-нибудь арт-объект, и он чувствует одно, а ты — другое.

   Анастасия Рыбакова, «Клубничковые метаморфозы» Алиса Алексеева
Анастасия Рыбакова, «Клубничковые метаморфозы» Алиса Алексеева

Локальный арт-рынок в каждом городе свой, и в Красноярске он больше похож на блошиный: можно за бесценок из первых рук купить что-то совершенно потрясающее. То, что в столице может продаться за десятки тысяч рублей, здесь не купят и за триста. Даже аукционы у нас шуточные — лот может уйти из-под молотка за минус 80 рублей, и художник должен будет заплатить коллекционеру за то, что тот забрал его работу.

Главная особенность местных художников в том, что они делают настоящее искусство, а не коммерческое. Например, я на продажу обычно рисую что-то милое: котиков, собачек, цветочки. Размер картины в этом случае тоже важен: чем меньше, тем лучше. Первые несколько лет мои работы покупались только на «пушках» — маленьких арт-ярмарках выходного дня. Я продавала небольшие картинки и открытки рублей за 300, но зато их хорошо покупали. А сейчас мои работы можно найти в галерее Shift, которая устраивает всяческие коллективные и персональные выставки.

-4

Михаил Чувакин, Владивосток

Я занимаюсь печатной и аналоговой графикой, скульптурой, создаю изделия из металла. Мои работы продаются в московской «ГРАУНД Солянке» и владивостокской галерее «Арка». Я участвовал в WIN-WIN, был резидентом Мастерских Музея «Гараж» и ЦСИ «Заря». Ярмарка SCAN FAIR — первое межрегиональное мероприятие, где будут представлены мои работы.

Уже несколько лет я работаю над проектом мифической (квази)культуры, создаю ее материальные и нематериальные артефакты: письменность, предметы утвари и украшения, примеры руинированных архитектурных ансамблей культового и бытового характера. К материалу я подхожу через квазиархеологию и автоэтнографию. В этом проекте я применяю метагеографическую оптику и говорю с позиции несуществующей культуры. Мои работы — это тень, тусклое отражение загадочного мира, которого нет в настоящем. Погиб ли он давно под натиском чудовищных катаклизмов или ему еще предстоит расцвести в будущем — неизвестно. Я пытаюсь раскрыть загадку этого мира и понять его природу, изучая руины, останки и отрывочные материалы, параллельно трансформируя свою философию и видение настоящей реальности. Я не ограничиваюсь в техниках создания арт-объектов: раньше использовал и гравюру, и барельеф, и цифровой шрифт, и литье металлов, и световую инсталляцию, и скульптуру.

   Михаил Чувакин, 2023 Алиса Алексеева
Михаил Чувакин, 2023 Алиса Алексеева

Продажи работ — это нестабильный заработок, который пока я воспринимаю исключительно как дополнительный. Мой основной доход приносит работа технологом выставок и художником-декоратором в Музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.

Во Владивостоке есть локальный рынок искусства, и иногда я слышу о хороших продажах с некоторых выставок. Но даже этого, как мне кажется, недостаточно чтобы полноценно жить и заниматься искусством. Я практически не знаю местных художников, которые живут исключительно на продажах. На творчество приходится выкраивать время между работами и подработками, хотя мне, конечно, хотелось бы полностью отдаться процессу.

-7

Наташа Юдина, Томск

Я автор художественного проекта «Страшные Сибирские Сны», который продолжает концепцию «Сибирского Иронического Концептуализма (sic)» и рассказывает о локальной идентичности, экзистенциальном опыте и арт-политике места. Эта работа экспонировалась и в России, и за рубежом — в Бельгии, Берлине, Париже и Великобритании. Сам проект существует в поле дискурса искусства культурного меньшинства и постколониальных исследований.

   Наташа Юдина, «Сергей Эйзенштейн в Мексике», 2016 Алиса Алексеева
Наташа Юдина, «Сергей Эйзенштейн в Мексике», 2016 Алиса Алексеева

В свое время Борис Гройс писал о России как о подсознании Запада, но сейчас ситуация изменилась. Весь «Запад», вся цивилизация на севере Азии изгоняется, улетучивается и сжимается как «шагреневая кожа». И всякая художественная рефлексия становится для автора его личным, тайным достоянием, почти сновидением. Такое искусство и составляет коллекцию проекта «Страшные Сибирские Сны» — Сибирь покоится под белыми снегами забвения, спит покойно, заметенная снежным саваном.

   Наташа Юдина, «Русский слон», 2022 Алиса Алексеева
Наташа Юдина, «Русский слон», 2022 Алиса Алексеева

На мой взгляд, локальный рынок сейчас находится в колониальном распоряжении глобального рынка. Продажа так называемого глубинного искусства — это, скорее, частный случай, не способный составить конкуренцию всей системе. Поскольку SCAN FAIR стал местом встречи с локальным, глубоким творчеством, я думаю, он может несколько демократизировать арт-рынок.

Лояльность к искусству должна повыситься, потому что взаимоотношения с творчеством всегда частные, эстетический выбор всегда личный. У искусства культурного меньшинства очень деликатная, хрупкая ситуация на арт-рынке, потому что оно всегда интерпретируется как «другое».

-10

Амгалан Ринчинэ, Улан-Удэ

Я бурят, живу и работаю в республике Бурятия. Идентичность — одна из важнейших тем моего творчества, как, впрочем, и у многих моих коллег. Мы отвечаем себе на вопросы: кто мы, что значит быть бурятом, быть носителем этой истории и культуры.

Я особенно интересуюсь фольклором и мифологией своего народа, чтобы понять, как мои праотцы документировали важные события, фиксировали философию и космологию миропонимания. Искусство для меня — это метод коммуникации и своеобразный контейнер для памяти — моей и моего народа. С помощью визуального языка я общаюсь со зрителем, рассказываю о культуре, формулирую свое видение, отношение и, конечно, составляю некую библиотеку знания об опыте бытия. А еще много фантазирую о будущем. Искусство — это моя личная лаборатория для экспериментов.

   Из серии «Сторож», Амгалан Ринчинэ, 2024 Алиса Алексеева
Из серии «Сторож», Амгалан Ринчинэ, 2024 Алиса Алексеева

В Бурятии есть как государственные, так и частные галереи. На рынке представлено, как правило, академическое искусство, которое покупают как дополнение к интерьеру. А коллекционирования работ как идей, артефактов времени практически нет. Рынок современного искусства — вопрос открытый. Государство такие работы не закупает, и это тревожит: в музеи не попадает искусство, отражающее нашу эпоху, — как ее тогда будут исследовать?

Суть совриска — коммуникация. Художнику важно участвовать в выставках, а еще важнее — на ярмарках, где как раз можно реализовать свои работы. Мне удается продавать свое искусство напрямую, без участия галерей и посредников, если не считать друзей, которые часто приводят тех, кто хотел бы приобрести мои работы.

-13

Юрий Адомейко, Красноярск

Я работаю в графике и средовой инсталляции (тотальная инсталляция, объекты, муралы). Концепция моего искусства — развитие культурного мифа через авторскую мифологию, в которой я осмысливаю свои чувствования, ощущения себя как художника. Я исследую опыт личных и коллективных переживаний, телесность, язык, связь творчества и художника.

   Работа Юрия Адомейко Алиса Алексеева
Работа Юрия Адомейко Алиса Алексеева

В Сибири арт-рынок постепенно начинает развиваться. До Москвы, конечно, далеко, но когда в регионах локальные бизнесмены находят язык с деятелями культуры, то рынок начинает оживать: появляются премии, ярмарки, резиденции, арт-пространства. Все это хорошо для развития художника и общества, но вот чтобы продаваться, надо продавать. А для этого нужно повышать охваты, искать свою аудиторию, общаться с ней, рассказывать о себе. Здесь все средства хороши: галереи, выставки, ярмарки, опен-коллы, коллаборации — нужно использовать максимум возможностей.

На мой взгляд, у публики в регионах несколько приземленный взгляд на искусство, меньше насмотренности. И хотя здесь есть крутые художники, но таких же крутых покупателей, ценителей искусства не так много. Не раз слышал, что я слишком радикален для Красноярска, поэтому еще нахожусь в поиске своей аудитории. Надеюсь, благодаря таким событиям как ярмарка SCAN FAIR, в областях появится запрос на приобретение искусства не меньше чем в столице. А мои работы можно найти в галерее «Гвоздь» в Новосибирске, книжном магазине «Бакен» в Красноярске (печатная графика) и в онлайн-магазине «Гутенберг SHOP».

-15

Мария Рыбка, Омск

Я чаще всего обращаюсь к двум темам: семейной истории и девичьим аффектам. Мне важно передать свое проживание взросления, переосмысления опыта «женской жизни», восприятие моей чувственности и ее изменений. Мне нравится сочетать нарядные девичьи артефакты с чем-то физиологичным и местами отвратительным, работать с контрастами в форме.

   Из серии «Разговор у шкафа моей бабушки», Мария Рыбка Алиса Алексеева
Из серии «Разговор у шкафа моей бабушки», Мария Рыбка Алиса Алексеева

Арт-рынок Сибири достаточно нестабилен. Конечно, есть централизация в столице, но мне очень нравится опыт самоорганизованных групп, которые сами проводят аукционы, привлекают коллекционеров. Я продавала свои работы либо через галерею Textura (Москва), либо с выставок в центральной части России и за рубежом.

-17

Angel Danger, Красноярск

Меня интересуют ритуальные, компульсивные практики, религиозные образы и культовые предметы, смерть как часть повседневного опыта, как трансформация и потеря контроля, практики преодоления ужаса осознания конечности. Изучаю темы навязчивостей, расстройств, забвения, нахождения в пространстве и во времени.

   Angel Danger, OWLS, 2024 Алиса Алексеева
Angel Danger, OWLS, 2024 Алиса Алексеева

В Красноярске нет как такового арт-рынка, нет галерей и крупных коллекционеров. Художнику тяжело жить только за счет продажи искусства, особенно если оно концептуальное, нематериальное или если это объекты и инсталляции, как в моем случае. Я же свои работы без особого энтузиазма продаю либо по запросу, либо на ярмарках.