Найти тему
Гуманитарщина

Теорией социального научения

Теорией социального научения мы обязаны Альберту Бандуре, это вторая половина 20 века. Как и всякая хорошая теория, эта возникает не на пустом месте.

Мы уже подробно говорили про бихивеоризм, про Уотсона и Скинера, про классическое и оперантное обусловливание. Напомню, что, с точки зрения бихивеоризма, поведение человека контролируется средой, а сам человек в общем понимается как своеобразный пассивный приёмник. Также мы говорили про когнитивную революцию в психологии. Бандура приходит как раз на волне этой революции.

Он, с одной стороны, критикует теории, которые объясняют поведение человека через влияние среды, с другой — подходы, которые делают акцент на внутренних факторах. Бандура говорит, что люди не являются ни пассивными приёмниками, ни полностью свободными существами, и предлагает свою теорию, которая должна преодолеть ограниченность других.

Он утверждает, что у человеческого поведения есть три детерминанты т.е. три группы факторов, которые его определяют. Это — факторы среды (например, социальные нормы или влияние других), когнитивные факторы (т.е. наши знания, ожидания, отношения к чему-то) и поведенческие факторы (это наши способности и непосредственно практика т.е. делание чего-нибудь).

Например. Школьник любит рисовать (это когнитивный фактор). Он внимательно слушает на уроке, старается и у него выходит прекрасный рисунок. Всего его за это хвалят, говорят, что очень красиво, продолжай (это среда). Он продолжает, слушает ещё внимательнее и старается ещё больше (это фактор поведенческий).

Таким образом, нас определяют не только среда и личностные факторы, но и мы сами в тот момент, когда мы действуем, создавая определённые условия окружающей среды, которая потом снова будет на нас влиять. Это называется взаимным детерминизмом т.е. названые факторы работают вместе, постоянно обуславливая друг друга.

Дальше Бандура говорит о научении. Оно, с его точки зрения, происходит не только через собственный опыт — т.е. через негативные и позитивные подкрепления, о которых мы говорили в выпуске про бихевиоризм, — но и через наблюдение за другими людьми. Таким образом, поведение становится когнитивными, то есть с необходимостью присутствует элемент познания.

Эксперименту с куклой Бобо.

Бандура берёт 72 ребёнка, девочек и мальчиков от 3 до 6 лет. 24 ребёнка — это контрольная группа, с ними ничего не делали, остальных разделили ещё на две группы. Одним показывали агрессивное поведение, другим — неагрессивное.

Перед начало эксперимента было сформулировано 4 гипотезы, которые, собственно, и нужно было проверить:

1.Дети из «агрессивной» группы будут повторять, что они увидели;

2.Дети из «неагрессивной» группы не будут вести себя агрессивно;

3.Дети будут с большим желанием повторять поведение человека своего пола;

4. Мальчики будут агрессивнее, чем девочки.

Суть эксперимента. Ребёнка заводят в комнату с игрушками, говорят ему садись в этот угол и играй. В противоположном углу находится взрослый с полутораметровой куклой. В агрессивной группе взрослый немного играл с куклой, а потом начинал её избивать, пинать, подбрасывать, орать на неё и т.д. В неагрессивной группе взрослый просто играл с куклой. Так продолжается 10 минут. Ребёнка уводят в другую комнату, где нет взрослого, но есть очень много игрушек. Ребёнок начинает с ними играть, но его быстро прерывают и говорят, что продолжить он может только в следующей комнате. Таким образом, его сердят. В третьей комнате есть много разных игрушек и та кукла, с который, в зависимости от группы, взрослый либо играл, либо которую избивал.

Все гипотезы подтвердились: дети вели себя так, как и думал Бандура. Те, кому показывали агрессивное поведение, были гораздо более агрессивны, чем те, которым не показывали: первые избивали куклу игрушечным молотком, садились на неё и кричали. Мальчики повторяли за мужчиной охотнее, чем за женщиной; девочки, соответственно, больше за женщиной, чем за мужчиной. Мальчики оказались агрессивнее девочек.

Позже Бандура провёл такой же эксперимент только с телевизором: теперь дети видели всё не вживую, а на экране. Один вариант был просто с записью, другой в виде мультика. Результаты оказались теми же.

Выводы, как всегда, печальные. Дети склонны повторять то поведение, которое они увидели во внешней среде. Если кто-то ведёт себя вот таким образом, значит так и надо, особенно если это взрослый.