Найти тему
Гуманитарщина

Психология развития

Психология развития изучает то, как мы приобретаем способность думать, познавать, запоминать и коммуницировать с другими. Здесь нас будут интересовать две фигуры, — Пиаже и Выгодский, — которые традиционно рассматриваются в качестве оппонентов. Оба предложили свои теории, работая с детьми. Начнём с Пиаже.

Пиаже уверен, что в своём развитии ребёнок проходит несколько этапов, которые чётко отличаются друг от друга т.е. на этом этапе было что-то одно, на следующем будет что-то качественно другое. Этих этапов четыре:

1. Сенсомоторный (от 0 до 2 лет). Здесь ребёнок познаёт мир через свои чувства и движения, приэтом он полностью погружён в момент, в тот опыт, который он переживает непосредственно сейчас. От этой ситуации здесь и сейчас он никак не может отвязаться. Будучи взрослым человеком, вы можете сидеть у себя в квартире и представить что угодно: отпуск, любимую еду, собаку, которую вы бы хотели завести и т.д. Ребёнок до 2 лет этого сделать не можем. К тому же он ещё не понимает, что вещи в мире будут существовать даже, если он их не воспринимает. Это подтверждается экспериментом, когда ребёнку 6-10 месяцев показывают игрушку, потом перед ним же прячут её за покрывало, и видно, что ребёнок сильно озадачен, он не понимает, что произошло.

2. Дооперациональный (от 2 до 7 лет). Здесь ребёнок уже может использовать слова и образы, чтобы работать с вещами, но он ещё не воспринимает некоторые очень важные виды опыта. Поэтому этап дооперациональный. О каких операциях идёт речь? Перед ребёнком два одинаковых стакана, в которых налито равное количество воды. Из одного стакана воду переливают в вытянутый сосуд и спрашивают у ребёнка, где воды больше: в стакане или в этом длинном сосуде. Он говорит в сосуде. Другой пример. Есть верёвка. Если её согнуть, то она, по мнению ребёнка, становится короче и т.д. Также на этой стадии мышление ребёнка сугубо эгоцентрично: это значит, что ему очень трудно понять, что есть другие точки зрения, предпочтения или мнения. Спрашиваете ребёнка: какой твой любимый фрукт, он отвечает, например, яблоко. Если вы дальше спросите: как ты думаешь, а какой у меня любимый фрукт. Он, скорее всего, тоже ответит яблоко.

3. Период конкретных операций (7 — 11 лет). Здесь ребёнок понимает все манипуляции, с которыми были сложности на прошлом этапе. Он может решать несложные задачи, но пока не может обобщать, не может абстрагироваться от тех условий, которые заданы сейчас, именно поэтому мы говорим этап конкретных операций. Ребёнок понимает, что, например, овчарка — это собака, но, если спросить, а кого в мире больше: овчарок или собак, ответить ему будет сложно.

4. Период формальных операций. Он наступает после 12 лет. Только здесь ребёнку открывается абстрактное и логическое мышление и точка зрения другого в полном объёме. Теперь он может работать с воображаемыми объектами, понимать метафоры, иносказания, юмор, выносить моральные уроки, выдвигать гипотезы и т.д. Естественно, после этого развитие продолжается, человек познаёт всё больше и больше, учится фактически всё жизнь, но это стадия последняя: дальше, по мнению Пиаже, будет оттачиваться всё, что было получено до этого, ничего принципиального нового не будет.

Из теории Пиаже можно сделать два вывода:

Во-первых, прохождение этих стадий обязательно именно в этом порядке: перескочить невозможно. Ни одни ребёнок 3 лет никогда не решит задачу по математике за 3 класс, потому что эта задача предполагает принципиально иной уровень мышления.

Во-вторых, развитие всегда идёт снаружи внутрь и от конкретного к абстрактному.

Критические замечания по Пиаже. Первое — это влияние внешних факторов или влияние среды, которое Пиаже вообще не учитывает. Возьмём ребёнка из очень богатой и умной семьи и ребёнка из очень тёмной и бедной. У первого будут игрушки, хорошая еда и отличные примеры для подражания. У второго не будет ничего. Разумеется, всё это сильно повлияет на развитие ребёнка.

Отсюда переходим ко второму. Многие дети приобретают определённые навыки раньше, чем думал Пиаже. Это может быть объяснено как внешними факторами, о которых мы только что сказали, так и индивидуальными особенностями, которые никто не отменял и которые начинают проявляться уже в раннем детстве.

И третье. Дети далеко не так эгоцентричны на дооперациональном этапе, как полагал Пиаже: они в целом несколько сложнее и могут учитывать другую точку зрения, по крайней мере, отчасти.

Переходим к Выгодскому, который, признавая заслуги Пиаже, выступает с его критикой. Он утверждает, что ключевую роль в научении играют общество и язык, а стадий в развитии ребёнка не существует.

При рождении у нас 4 психические функции: внимание, ощущение, восприятие и память. То, насколько успешно они будут развиваться, а также то, насколько быстро будут приобретаться новые, зависит от социально-культурной среды. Если условия этой среды будут благоприятными, то всё пойдёт быстро и гладко. Если нет, то нет. Почему один ребёнок в свои 13 лет использует сложный синтаксис, наизусть декламирует стихи, прекрасно понимает юмор и может разобраться в грамматике иностранного языка, а другой того же возраста не может сформулировать простейшие мысли на родном и с трудом читает? «Влияние среды» — ответил бы Выгодский.

Он вводит понятие «зоны ближайшего развития» — пространство задач, которые ребёнок может решить только с помощью взрослого. А то, что сегодня можно решить только с помощью взрослого, завтра можно решить самому, поэтому развитие всегда идёт вслед за обучением.

Представим воображаемый мир, где мальчики должны быть активными, умными и предприимчивыми, а девочки красивыми. У нас есть маленький мальчик, которого взрослые этого мира пытаются как можно быстрее научить ходить; они вместе считают, пытаются решать простейшие задачи, загадывают ему загадки и, конечно, говорят, что ты мальчик, поэтому ты должен соображать. Также у нас есть девочка, которую наряжают в красивые платья, вяжут банты и говорят, что ты должна быть красивой. С точки зрения Выгодского, оба ребёнка обладают одинаковым потенциалом, но девочка из этого мира будут менее развитой, чем мальчик, просто потому, что среда никак не стимулировала те способности, которые уже есть, и не провоцировала её на то, чтобы приобрести новые. С ней не решали простейшие задачи, вот она и не преуспела в логике и абстрактном мышлении.

Понятно, что пример утрированный, но идея, думаю, ясна: среда является ключевым фактором в нашем развитии.

Дальше Выгодский обращается внимание на связь между интеллектуальным развитием и языком. Он утверждает, что внутренняя речь т.е. внутренний диалог или просто рассуждение про себя о чём бы то ни было, приобретается постепенно в процессе интернализации т.е. переноса внешних структур внутрь. В данном случае это структуры языковые. Мысль рождается в разговоре, поэтому чем больше взрослый говорит с ребёнком, тем быстрее тот будет развиваться. Думанье про себя — это не нечто естественное, это не биологическая вещь. Это навык, которому мы учимся.

Здесь можно вспомнить родителей, которые любят сюсюкаться с детьми и специально упрощают свои речь, «чтобы ребёнок понял». Ведя себя таким образом, родители замедляют развитие своего ребёнка, потому что такие «разговоры» или вообще наборы звуков не создают смыслов, они не провоцируют мышление, а значит ребёнку нечего усваивать.

Выводы по Выгодскому:

1. Психическое развитие не совпадает с возрастом, у него своё темп;

2. Язык и логическое мышление изначально являются формой сотрудничества с другими людьми и только потом становятся индивидуальными, внутренними, если хотите, нашими.

Различия между Пиаже и Выгодским:

Речь у Пиаже — это выразитель познавательной позиции ребёнка, речь у Выгодского – это этап интериоризации речи. Именно так. По Пиаже детское мышление развивается от эгоцентричности к социализированной речи и логическому мышлению. В какой-то момент эта эгоцентричность преодолевается. У Выготского наоборот: сначала идёт социальная речь, которую ребёнок интериоризирует, потом появляется эгоцентрическая речь как этап этого процесса, и всё заканчивается речью внутренней и логическим мышлением.