Найти тему
Музей КАМАЗа

Начало. Часть 14.

Посвящается 55-летию с начала строительства КАМАЗа, которое будет отмечаться 13 декабря 2024 года.

55 лет назад – 17 июля 1969 года за городом Набережные Челны, по старой дороге, ведущей в Мензелинск состоялась символическая закладка блока с надписью «ЗДЕСЬ БУДЕТ ПОСТРОЕН КАМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БАТЫР 1969-1974».

О предыстории этого события ранее рассказывал здесь - https://dzen.ru/a/YG1fZKEzZwE507Eo

Кое-кто сегодня, по заблуждению и незнанию истории, даже пытается вести отчёт начала строительства КАМАЗа не с первого ковша, а именно с установки символического камня. Но, как говорится, бог им судья.

Троицкий Михаил Трофимович: - секретарь Татарского обкома КПСС в книге Анатолия Злобина «Встреча, которая не кончается», изданной в Москве в 1977 году так вспоминает об этом событии.

-2

«Было исследовано, по - моему, более 60 площадок. И мы уж как-то попали под конец со своим предложением: «Давайте рассмотрим нашу площадку в районе Набережных Челнов». Затем приехала летом бригада из Госплана. В состав этой бригады входил и академик Дикушин Владимир Иванович. Мы ему показали места. Владимир Иванович очень придирчиво считал, сколько солнечных дней у нас, сколько солнечных дней, положим, там на Оби, так место называлось. Какая средняя температура здесь, какая-там…какая роза ветров там, какая – здесь. И в общем, он пришёл к выводу, что район на Оби и район в Набережных Челнах вроде бы по климатическим условиям не различаются… Затем было заседание экспертной комиссии, на которой были представители многих областей, после этого заседания вопросы были рассмотрены в центральных органах, и затем приехала группа ответственных работников, которые уже своими глазами хотели посмотреть площадку. Вот сели мы из Казани до Челнов в самолёт, и, когда прилетели в Челны, Пётр Степанович Непорожний подходит и говорит: «Давай готовь камень и что на камне было написано: «Здесь будет построен Камский автомобильный завод». Но мы написали: «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр, 1969-1974 годы». Вот так, собственно, был положен первый камень».

А вот так Троицкий М.Т. рассказывал о событиях июля 1969 года на страницах журнала «Новый мир», №1 за 1975 год.

Июльские фотографии 1969 года, на которых запечатлены высокопоставленные лица, широко известны.

Слева направо: 1. Троицкий Михаил Трофимович - секретарь Татарского обкома КПСС. 2. Фролов Виктор Семенович. 3. Табеев Фикрят Ахмеджанович – первый секретарь Татарского обкома КПСС. 4. Непорожний Петр Степанович - министр энергетики и электрификации СССР. 5. Сицинский Михаил Иосифович – главный инженер проекта КАМАЗ. 6. Тарасов Александр Михайлович – министр автомобильной промышленности СССР. 7. … 8. … 9. … 10.  … 11. Усманов Гумер Исмагилович – председатель Совета Министров Татарской АССР.
Слева направо: 1. Троицкий Михаил Трофимович - секретарь Татарского обкома КПСС. 2. Фролов Виктор Семенович. 3. Табеев Фикрят Ахмеджанович – первый секретарь Татарского обкома КПСС. 4. Непорожний Петр Степанович - министр энергетики и электрификации СССР. 5. Сицинский Михаил Иосифович – главный инженер проекта КАМАЗ. 6. Тарасов Александр Михайлович – министр автомобильной промышленности СССР. 7. … 8. … 9. … 10. … 11. Усманов Гумер Исмагилович – председатель Совета Министров Татарской АССР.

Но есть ещё фотографии, на которых на фоне камня – не партийные и хозяйственные руководители, а простые рабочие. Вот как, например, эта.

-5

Её сделал, как и другие известные снимки летних событий 1969 года, Ситдиков Камиль Махмирович – известный челнинский фотограф. Вот он сам на фоне символического камня.

-6

На страницах газеты «Камские Зори» от 9 августа 1974 года Ситдиков К.М. рассказал об истории появления этого фотоснимка, на котором мы видим первопроходцев-геологов.

-7