Алексис Фализ (1811-1898), основатель знаменитой династии ювелиров, родился в Льеже. Его отец, родом из городка Юи в Бельгии, был сапожником и умер рано. Алексиса, которому было всего одиннадцать лет, отправили к двоюродному дедушке, Жан-Пьеру Фавра, в Париж. Карьеру ювелира талантливый юноша начал в компании Mellerio dits Meller. В 1838 году он основал собственную мастерскую, в которой особое внимание уделялось изысканным и сложным техникам эмалирования. Во времена Второй Французской империи (1852-1870), когда у власти оказался Наполеон III, во Франции возродилась придворная жизнь с присущей ей тягой к роскоши: грандиозные балы, светские развлечения и театры. Появление нового эклектичного стиля, основанного на разнообразном сочетании элементов искусства разных стран и эпох, как нельзя лучше отражало это стремление к внешнему великолепию.
Дизайн броши в неогреческом стиле, Алексис Фализ, около 1855 г., музей Купера-Хьюита.
Дизайн парюры времен Второй империи с лазуритом и эмалью, Алексис Фализ, из коллекции музея Метрополитен.
Брошь с камеей из сердолика с горельефным портретным бюстом римского императора, обрамленная эмалированными мотивами и бриллиантами, Алексис Фализ, 1841 г.
Брошь с агатовой камеей в оправе из золота и жемчуга, Алексис Фализ.
Двусторонняя брошь из золота с эмалью, Алексис Фализ, около 1869 г., из коллекции музея Метрополитен.
Золотое колье, брошь и серьги, украшенный рубинами, бриллиантами и эмалью в японском стиле работы Антуана Тарда, Алексис Фализ, 1867- 1880 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.
Золотой флакон-кулон в японском духе, украшенный эмалью, Алексис Фализ, 1867-1870 гг., из коллекции Rijksmuseum, Амстердам.
В 1876 году Люсьен Фализ (1839–1897), сын Алексиса возглавил компанию, когда его отец вышел на пенсию. Начиналась эпоха всемирных выставок. В 1878 году Люсьен Фализ получил главный приз Всемирной выставки в Париже и был награжден Орденом Почетного легиона за выдающиеся достижения в ювелирном искусстве.
Исключительный золотой браслет в духе эпохи Возрождения, Люсьен Фализ, около 1878 г.
Эмалевые портретные миниатюры для браслета выполнены Альфредом Мейером.
Бронзовые посеребренные каретные часы «Angelus» в неоготическом стиле, Люсьен Фализ, около 1878-1880 гг. Люсьен впервые представил часы этой модели из золота и слоновой кости в серебряной оправе на Всемирной выставке 1878 года в Париже.
Золотой кубок, украшенный эмалью, Люсьен Фализ, около 1895 г., из коллекции Музея декоративного искусства, Париж.
История создания этого кубка необычна. В 1895 году Центральный союз декоративных искусств (UCAD), занимавшийся популяризацией искусства, попросил одного из самых уважаемых ювелиров на Всемирной выставке 1889 года в Париже изготовить ювелирное изделие для Музея декоративного искусства, предоставив ему полную свободу в выборе формы и темы. Ювелир решил создать золотой кубок, из которого президент ассоциации мог бы пить по праздникам, следуя традиции мастеров гильдий прошлого. Отсюда и две основные идеи декора: виноградная лоза и декоративно-прикладное искусство. Две трети живописного эмалевого фриза, написанного художником Люком Оливье Мерсоном, изображены мастера эпохи Возрождения в процессе творчества. Чтобы воплотить в жизнь этот удивительный проект, кубок подвергали обжигу более сорока раз, чтобы достичь исключительного технического совершенства.
Золотая шкатулка в персидском вкусе, украшенная эмалью, Люсьен Фализ, около 1875 г., из коллекции музея Метрополитен.
Настольные часы с календарем в готическом стиле, Люсьен Фализ, около 1881 г., из коллекции музея Метрополитен.
Кулон в духе эпохи Возрождения, украшенный эмалью, жемчугом и бриллиантами, Люсьен Фализ, около 1889 г.
Золотое ожерелье, украшенное эмалью и бриллиантами, Люсьен Фализ, около 1880 г.
В 1878 году Фализ вступил в сотрудничество с Жерменом Бапстом, бывшим французским королевским ювелиром, имевшим широкую клиентуру в среде французской высшей аристократии. Это успешное партнерство продлилось до 1892 года. Среди клиентов Люсьена Фализа были многие знаменитости, в том числе русские и румынские монархи, Летиция Бонапарт (внучатая племянница Наполеона I), актриса Сара Бернар и писательница Колетт.
Рукоять меча из позолоченной бронзы, созданная по заказу Гастона, принца Беарна и Шале, дизайн Альберта-Эрнеста Карье-Бельеза, Bapst & Falize, 1881–1882 гг., из коллекции музея Метрополитен.
Рукоять смоделирована в виде миниатюрной скульптуры Девы Марии под венцом из лилий и фигуры святого Михаила, предводителя небесных воинств в борьбе с силами зла, попирающего Сатану. Согласно семейной традиции Беарна, Дева Мария считается небесной покровительницей солдат, идущих на битву. Особенно почитаем был культ Богоматери Лурдской, основанный на широко распространенной вере в чудесные явления Девы Марии крестьянской девушке в городе Лурд на юго-западе Франции в 1858 году.
Браслет из золота с эмалью в стиле эпохи Возрождения, Bapst & Falize, около 1885 г.
Кувшин из зеленой яшмы в духе эпохи Возрождения, увенчанный фигуркой Посейдона, с ручкой в виде саламандры, держащей во рту коралловую бусину, Bapst & Falize. Кувшин был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Фриз кувшина украшен сценой с гиппокампами и кентаврами из золота с эмалью.
Носик кувшина украшен изображением Зефира.
Люсьен Фализ проявлял большой интерес к японскому искусству и использовал опыт фирмы в области эмалирования для создания изысканных произведений, вдохновленных японскими образцами. Он также был значимой фигурой в зарождавшемся движении ар-нуво. Талантливый писатель и рецензент, он часто публиковался под псевдонимом "Месье Жосс" в журналах о декоративно-прикладном искусстве, много писал о развитии французского ювелирного дизайна в 1880-х и 1890-х годах.
Большая агатовая чаша в оправе из серебра на тему басни Лафонтена «Лягушки просят короля», высота 36 см, Люсьен Фализ, 1891-1897 гг.
Басня «Лягушки просят короля» у нас мало известна. Вот ее сюжет: лягушки, уставшие от демократии, просят Юпитера дать им монарха. Последний сначала посылает им бревно, но лягушки недовольны этим бездействующим царем. Раздраженный их кваканьем, Юпитер посылает им журавля, который в итоге поедает их одну за другой.
Серебряные часы «LA CIGALE DES FELIBRES», Bapst & Falize, около 1885 г.
Люсьен Фализ предпочитал заниматься только творчеством, но, как он писал своему сыну Андре: "Большая фирма не может выжить только на произведениях искусства”. Его друг, ювелир и коллекционер Анри Вевер, сказал о Люсьене: "Как бы он хотел жить во времена Медичи, освобожденный от тяжкого коммерческого бремени и поглощенный только созданием прекрасных произведений".
Когда Люсьен внезапно скончался в 1897 году, его сыновья Андре (1872—1936), Жан-Анри (1874—1948) и Пьер-Исидор (1875—1953), который был также живописцем, скульптором и эмальером, продолжили работу под названием «Falize Frères» («Братья Фализ»). Общее руководство принял на себя старший брат, прошедший стажировку у ювелиров и чеканщиков в Париже и Люцерне и присоединившийся к семейному предприятию в 1894 году. Андре был чрезвычайно харизматичным человеком с большим кругом друзей, многие из которых стали его клиентами.
Набор украшений (браслет, брошь и пряжка) из золота, украшенных эмалью с двух сторон, Falize Frères, около 1900 г.
Золотое колье в виде сплетенных веток омелы и съемный кулон, украшенный эмалью с изображением шествия друидов, Falize Frères, около 1900 г.
Золотое ожерелье с опалами и эмалью, Falize Frères, около 1900 г.
Подвеска с перидотом, эмалью и бриллиантами, Falize Frères.
Братья приняли участие в Парижской Всемирной выставке 1900 года. Их экспозиция объединила собственные работы Люсьена, совместные работы Люсьена и Андре, работы, начатые Люсьеном и завершенные его сыновьями, несколько совершенно новых работ братьев. Эти новые изделия были в значительной степени выполнены в стиле ар-нуво. Представленные произведения были удостоены двух Гран-при как дань уважения прошлому и признание настоящего.
Статуэтка на тему басни Лафонтена «Петух и жемчужное зерно» из серебра и золота на подставке из оникса с десятью серебряными монетами 1620 года, высота 34 см, Андре Фализ, около 1900 г.
Эта скульптура выставлялась на Салоне французских художников в 1907 году вместе с шестью другими баснями Лафонтена: "Лисица и аист", "Две козы", "Волк, ставший пастухом", "Крыса и устрица", "Змея и лимон", «Два голубя».
На рубеже веков компания была очень успешна, в 1904 году «Falize Frères» изготовила коронационные регалии для короля Сербии Петра I Карагеоргиевича, а в 1922 году – корону для королевы Румынии Марии Эдинбургской. Как и многие другие, фирма сильно пострадала во время Первой мировой войны. Вскоре после её окончания Жан вышел из дела, а Пьер с самого начала участвовал в нём минимально. Фирма прекратила деятельность в 1936 году, когда из жизни ушел Андре Фализ.
Корона короля Сербии Петра I Карагеоргиевича, бронза, позолота, эмаль, полудрагоценные камни; дизайн Михайло Валтровича, 1904 г., из коллекции Исторического музея Сербии.
Люсьен Фализ (1839-1897)