Найти тему
Вечерний Тришин

Утилизационный сбор раздора. Как высокие сборы тянут российский автопром на дно?

Оглавление

Утильсбор ввели с целью поддержать отечественный автопром, но спустя несколько лет ситуация стала только хуже. Никто толком не понимает, куда именно уходят сборы с каждой иномарки, но АвтоВАЗ успел в несколько раз поднять цены. При этом отечественные производители терпят убытки, а все из-за отсутствия возможности конкурировать с китайскими брендами.

В Госдуме предложили внедрить еще одно нововведение, которое позволит запретить регистрацию авто, за которые не успели оплатить все сборы. К чему это приведет? Попробуем разобраться вместе.

Хороший автомобиль стоит дороже квартиры

Если посмотреть на ценники авто до и после изменений, то волосы становятся дыбом. Понятно дело, что на ценовую политику оказывает влияние девальвация рубля, но и утилизационный сбор сыграл свою роль. Сейчас с ощутимыми проблемами столкнулись многие автолюбители, не успевшие приобрести «железного коня» до введения новых сборов. Более того, в Госдуме предлагают модернизировать механизм.

Самое печальное в этой ситуации то, что новые ставки ударили не по премиум-сегменту рынка, а россиянам, которые планировали купить бюджетный автомобиль. Мы уже не раз говорили на эту тему, но факт остается фактом – даже китайские иномарки стоят как «однушка» в Ростовской области.

Утильсбор изначально предназначался для защиты российского автопрома. Но что мы получили в итоге? АвтоВАЗ за два года не смог нарастить поставки машин, да и внедрение новых технологий остается в прошлом. Мало кто из автовладельцев понимает, куда вообще уходят эти средства, и кто в России занимается утилизацией авто. Если найдете ответы на эти вопросы, буду признателен.

Теперь же отдельные депутаты предлагают еще раз усложнить жизнь автолюбителям. Речь идет об идее внести изменения в правила регистрации ТС в ГИБДД. Например, если автомобиль ввозился в страну частными лицами, то его нельзя будет поставить на учет при перепродаже до момента, пока собственник не оплатит все сборы.

Инициатива имеет две стороны медали:

– С одной стороны, может показаться, что данный механизм призван обезопасить покупателей авто. Проще говоря, они будут изначально проверять оплату всех сборов, а уже после регистрировать сделку.

– С другой стороны, это будет еще один рычаг финансового давления на автомобильный рынок. Утильсбор стоит немалых денег, а перекупщикам приходится платить до 1.5 млн рублей с иномарки. По сути, это половина стоимости автомобиля.

Напомню, что новая система ввоза автомобилей действует с августа 2023 года. Теперь все частные лица (перекупы) обязаны уплачивать утилизационный сбор на уровне юрлиц. Поэтому стоимость многих иномарок начали расти буквально на миллионы рублей. Поправки вносились и осенью 2023 года. Речь идет о возможности перепродажи авто только спустя год после его ввоза.

Проблема в том, что при покупке авто менее чем через год, новый владелец рискует заплатить еще раз по ставке утильсбора. Обычно сумма колеблется от 300 тысяч до 1 млн рублей.

-2

Что может измениться после внесения изменений?

Сразу оговорюсь, что пока речь идет только об инициативе, но ее могут принять с большой долей вероятности. По идее, такие поправки должны защитить покупателей от недобросовестных действий перекупов. Например, если человек покупает автомобиль с рук, он будет понимать: заплатил продавец утильсбор или нет.

Однако юристы считают, что подобные инициативы приведут к еще большим проблемам на автомобильном рынке. Юрист Лев Воропаев считает, что сейчас ГИБДД без проблем сотрудничает с налоговой и таможенной службой. Они обмениваются информацией и получают сведения об уплате всех сборов. Однако в полномочиях ГИБДД ничего не сказано о проверке налогов и сборов, они лишь отвечают за безопасность движения. В итоге крайними останутся новые собственники авто.

Стоит отметить, что против поправки уже выступил глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Депутат считает, что такая инициатива может привести к двойным наценкам на автомобили. Человек купил машину, которую ввезли легально, после чего ему говорят: доплати еще несколько сотен тысяч рублей.

-3

Что будет, если отменить утильсбор?

Сейчас вряд ли кто-то станет менять действующую систему сборов. Но если представить чисто гипотетически, что утильсбор полностью отменили, то рынок столкнется с глобальными переменами:

– Во-первых, стоимость многих иномарок, в том числе китайских автомобилей, упадет в несколько раз. В среднем можно говорить об удешевлении авто на сумму от 300 тысяч до 1.6 млн рублей. Если сейчас условный Geely стоит 3 млн, то будет стоить около 2 млн рублей.

– Во-вторых, отмена утильсбора больно ударит по отечественному автопрому. Без всех этих сборов АвтоВАЗ просто не сможет конкурировать с иномарками. Производителю придется снижать цены в разы.

По сути, российский автопром держит конкуренцию только за счет утилизационного сбора и таможенных пошлин. Но стоит ли защищать то, что не способно конкурировать технологически даже с китайскими автомобилями?