Итак, в первой части статьи о манипуляцлиях общественным сознанием мы остановились на том, как человек теряет критичность мышления, и как свободное место заполняется специально для этого сформированными целями и ценностями.
Так парадоксальным образом общество пришло к тому, что индивидуальность каждого в нем размылась ещё сильнее, чем нам казалось ранее – одни на всех цели, ценности, взгляды, мнения, интересы, стремления и, как результат, одинаковое поведение. Вот так общество, состоящее из отдельных индивидов, сбивается в толпу.
Чем так привлекательна толпа для манипулятора? Я уже как-то писала об этом. Напомню психологические характеристики толпы: она эмоциональна, иррациональна, инстинктивна, импульсивна и нелогична. Она мыслит простыми образами и идеями, независимо от их вероятности и связи с реальностью. Толпа реагирует аффектами, поэтому легко от аффекта переходит к действиям, не осмысливая их адекватность происходящему. Поэтому толпа – управляема. В чем, собственно, и заключается основная цель манипулятора.
На руку манипулятору играет и то, что основными средствами передачи информации стали СМИ и соцсети, предлагающие яркие картинки и быструю смену кадров. Теперь человеку не надо тратить ресурсы на чтение книги, вдумываться, пережевывать. Проглотил - и сыт.
Итак, что нужно манипулятору для того, чтобы добиться свой цели?
🔹 Сформировать общественное мнение путем создания стереотипов, установок, норм поведения и реагирования, то есть создать максимально большую общность людей, имеющую общую картину мира, в которую заложены цели и интересы манипулятора. Или хотя бы создать иллюзию такой общности.
Именно с этой целью закладываются поляризированные, черно-белые интроекты и навешиваются ярлыки. Полутона не допускаются, чтобы даже малейших сомнений не возникало.
Что дальше?
А дальше
🔹 начать влиять на сформированную общность таким образом, что бы она начала обслуживать интересы манипулятора – поддерживать того, кого надо поддерживать, потреблять то, что надо потреблять.
Для этого активно используется клиповое мышление, создаются яркие образы, возбуждающие определенные эмоции, а затем предлагаются способы реагирования на эти эмоции, естественно, совпадающие с целями манипулятора. Страх и гнев, вина и стыд, эйфория и восторг, стремление к принятию и признанию - все чувства и потребности, с помощью которых люди манипулируют друг другом в межличностном общении, используются и здесь.
Тут ещё напомню про такой способ прерывания контакта, как проекция. Все, что в предыдущем пункте было обозначено как плохое проецируется на тех, кто не с нами, а, следовательно, против нас. А то, что было названо хорошим, присваивается формируемому манипулятору большинству. Естественно, задача светлого большинства искоренить зло во имя будущего.
Ну а дальше
🔹 сохранять статус-кво, контролируя и подчиняя эту общность. Главное, чтобы входящие в неё индивиды вдруг (хотя вдруг, к сожалению, не бывает) не осознали, что то, в чем заключается на данный момент их жизнь, не соответствует их истинным потребностям. Здесь действует старый проверенный принцип «Разделяй и властвуй!». Пока подстрекаемые с разных сторон люди делятся между собой на полярности и конфликтуют, доказывая друг другу кто из них больше прав и светлее, и те, и другие продолжают обслуживать интересы манипулятора.
Важно помнить, что манипуляция – это не односторонний процесс. Это всегда взаимодействие. Да, создаются специальные механизмы и способы воздействия, чтобы подцепить человека на крючок и втянуть его в управляемую манипулятором толпу, но это возможно только тогда, когда он откликается. Как незнание закона не освобождает от ответственности, так и неосознанность выбора не освобождает от неё же – в большинстве случаев отвечать приходится тому, кто выбор сделал, а не тому, кто человека на него спровоцировал.
Несясь гуртом, толпой и скопом
и возбуждаясь беспредельно,
полезно помнить, что по ж…м
нас бьют впоследствии раздельно.
(с) Игорь Губерман (с которым я согласна не во всем, но в этом - однозначно да).
Продолжение следует.
© Юлия Ивлева
#психология #гештальт #проекция #защита #сопротивление #контакт #общение #отношения #чувства