Чем ближе и неотвратимее накатывалась новая масштабная война, тем отчетливее было понимание: пехотным танкам также требуются хорошие дннамические характеристики, а легким машинам необходимы противотанковое вооружение и хотя бы минимальная защита от бронебойных снарядов. Британская промышленность находилась в неприятном статусе догоняющего. Стремительные танки БТ-7 Советского Союза, основного потенциального противника по оценкам дипломатов, непрерывно совершенствовались. Mk II (A10) отставал и от БТ, и от перспективного германского PzKpfw III. Крейсерский A13 Mk II обзавелся дополнительными броневыми экранами и подвеской типа «Кристи» с четырьмя спаренными опорными катками большого диаметра на каждый борт и приводом на заднюю пару колес. Он выпускался до начала 1941 г., но еще до его выхода в серию разрабатывался новый крейсерский танк, который обозначался по спецификации Генерального штаба как A13 Mk III Cruiser Mark V. Он получил название Covenanter.
В переводе с английского covenanter означает «пресвитерианин», член шотландской религиозной общины. Проектирование началось в первых числах февраля 1939 г. Инженеры компании London Midland and Scottish Railway существенно переработали предшествующий A13 Mk II, при этом только ходовая часть осталась без особых изменений. Чтобы снизить общую массу и высоту машины, был использован горизонтально-оппозитный двигатель с компактной системой охлаждения. Идя навстречу пожеланиям военных, корпус танка пришлось рассчитывать заново. Для выполнения требования усилить лобовое бронирование до 40 мм без существенного удорожания проекта разработчики решились на нетривиальный ход. Они сделали только внешний слой корпуса из броневой стали, а внутренний — из обыкновенной. Лобовое бронирование трехместной башни состояло из листов толщиной 20 и 19 мм, бортов — 10 и 9,5 мм. В заниженном сварном корпусе «Ковенантера» места для моторно-трансмиссионного отделения осталось очень мало. В результате воздушные фильтры были вынесены на крышу; радиаторы системы охлаждения переместились на верхний лист корпуса в носовой части, они были защищены бронированными накладками. Танк отличался оригинальными техническими решениями. В частности, привод вентиляторов охлаждения осуществлялся мотором поворота башни. Башня собиралась на заклепках и от предшественника значительно отличалась развитыми приборами наблюдения, причем не только для командира и наводчика, но и заряжающего. Голова водителя была укрыта броневым колпаком — высоты корпуса не хватало для нормальной посадки человека в отделении управления.
Вооружение не претерпело изменений: 2-фунтовая (40- миллиметровая) пушка и спаренный пулемет винтовочного калибра. Двигатель развивал максимальную мощность в 340 л. с., на испытаниях танк разогнался до впечатляющих 60 км/ч. Плавность поворотов обеспечивал планетарный механизм. Изменение конструкции сложного двухслойного корпуса сильно за-держало начало серийного выпуска. Соединения, вооруженные A13 Mk II и другими более ранними моделями, в начале кампании во Франции сражались не без успехов, однако позже потерпели поражение. Танкам A13 Mk II еще предстояло показать себя в Африке против итальянских войск, а «Ковенантер» внушал опасения, что его вообще лучше не выпускать на поле боя. Проведенные с мая по октябрь 1940 г. тесты двух прототипов и первых серийных экземпляров показали неустранимую склонность к аварийному перегреву двигателя. Исходную модель, обозначавшуюся как Mk I, принялись модернизировать. Mk II отличался дополнительным масляным охладителем и снятым броневым кожухом радиатора — перегрев грозил остановкой двигателя раньше, чем боевое повреждение радиатора. Далее последовало еще несколько модификаций с той же целью — как-то решить проблему рабочей температуры мотора, но достичь этого не удалось из-за критически малого объема заброневого пространства. Трубопроводы от радиаторов проходили из носа к корме через обитаемую часть машины, сильно разогревая ее. В жарких условиях Африки это было неприемлемо. Других серьезных дефектов «Ковенантер» не имел, моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть отличались приличной для британского танкостроения надежностью.
Большинство A13 Mk III даже не покидало пределов острова. Чтобы как-то скрыть конфуз растраты значительных ресурсов на массовый выпуск небоеспособной техники, британское правительство заявило, что «самые современные» танки оставлены для обороны метрополии на случай немецкого десанта. Сначала английские, а потом и польские части уже в 1942 г. были перевооружены более удачными моделями. Единственной боевой потерей «Ковенантеров» стал танк, уничтоженный в результате авианалета на бронепоезд. Четыре «Ковенантера» все же попали в Северную Африку, два использовались для обучения новозеландских танкистов. Два других, облегченных за счет снятия башни, поступили в инженерную службу в качестве эвакуационных машин. На фронт попали только мостоукладчики Covenanter Bridgelayer — они выгружались в Нормандии с десантных кораблей, применялись в Бирме. Два экземпляра уже после войны несли службу в Австралии, оба сохранились до наших дней. В оригинальном виде единственный «Ковенантер» уцелел в Великобритании, он находится в экспозиции музея бронетанковой техники в Бовингтоне.
Понравилась статья -поставьте лайк!