Еще одним самолетом, состоявшим на вооружении советских ВВС вскоре после окончания Гражданской войны, был самолет для первоначального обучения летчиков У-1. Как это часто бывало в годы становления советской авиации, в качестве прототипа при его разработке был использован зарубежный аналог — биплан «Авро-504», использовавшийся в годы Первой мировой войны в качестве разведчика, бомбардировщика и корректировщика артиллерийского огня. Летом 1919 г. в районе Петрозаводска совершил вынужденную посадку белогвардейский самолет этого типа. Его доставили в Москву на завод «Дукс», где группа конструкторов во главе с Н. Н. Поликарповым сделала чертежи всех его деталей и агрегатов.
Серийное производство самолета, получившего обозначение У-1 (учебный-первый), было организовано на петроградском заводе «Красный летчик». Поскольку перед Н. Н. Поликарповым была поставлена задача сделать копию «Авро-504», то по своей конструкции У-1 мало чем отличался от оригинала. Это был двухстоечный двухместный биплан с колесным шасси, снабженным противокапотажным брусом (лыжей). В конструкции самолета широко использовалась древесина. Деревянной была ферма фюзеляжа и лонжероны крыльев. Обшивка как фюзеляжа, так и крыльев выполнялась полотном, капот ротативного двигателя воздушного охлаждения М-2 (копия французского двигателя «РОН J») изготавливался из металла. Мощность двигателя была невелика — всего 120 л. с. Соответственно этому скорость полета не превышала 137 км/час, но этого было вполне достаточно для первоначального обучения летчиков. В летных школах ВВС РККА самолеты У-1 сравнительно быстро заменили весь пестрый парк учебных летательных аппаратов. Это позволило сделать подготовку будущих военных летчиков единообразной и облегчило переход на более сложные машины. Всего за период с 1923 по 1931 г. в Петрограде было построено 664 самолета У-1. Кроме того, в 1924–1930 гг. построили 73 самолета модификации МУ-1 (морской учебный-первый). У этого самолета колесное шасси было заменено поплавками. Он использовался для первоначального обучения летчиков морской авиации.
Понравилась статья -поставьте лайк!