Найти тему
Стервочка на пенсии

Увязшие в смоле

Эпоксидная яма бездонна. Или нирвана, кому как больше нравится

Вот такой круговорот.
Вот такой круговорот.

Каждый из нас, смолянистов, знаком с этой дилеммой: прежде, чем ты что-то заработаешь, ты потратишь очень, нет, ОЧЕНЬ много денег. Испортишь много смолы, много одежды, нервов и даже мебели. Научишься уважать Инструкцию,  в которой сказано все, но ты не веришь, экспериментируешь, плачешь над неудачей и снова нарушаешь инструкцию, пока не поймешь, что все написанное  - истина в первой и последней инстанции. И если в какой-то моменты ты не плюнул в ярости в суп в смолу и не выбросил свои запасы, то честь тебе и хвала! Аллилуйя, ты прошел этап инициации и стал избранным. Ты - смолянист!

Теперь тебе пофиг, что получается, тебе интересен сам процесс. Ты начинаешь лить смолу везде, всегда и всюду. Даже идя по улице, в лесной чаще, в офисе, в гостях, на отдыхе у моря ты зорким глазом подмечаешь все, что в смолу можно засунуть и все, во что можно ее залить. Твои шаловливые загребущие ручки засовывают в карманы, коробочки и в блокнотики представителей флоры и фауны, которым не повезло встретиться с тобой на жизненном пути. Ты познал дзен!

Это прекрасно, но до того, как это произойдет, ты сотню раз проклянешь тот момент, когда решил взяться за смолу. Ибо, помимо непосредственно смолы тебе нужно:

Еще смола, и еще - у каждого производителя она разная, и каждая отличается своими особенностями: густотой, вязкостью, «временем жизни» состава, когда можно внести в изделие изменения и поправки. Ювелирные весы, строительный уровень, много стаканчиков и палочек для смешивания смолы, красители, эти красители дрянь, нужны хорошие, порошок для пены, добавки: посыпушки, глиттеры, поталь, шлифовальные пасты, круги и машинки, затирки и бижутерная фурнитура для будущих изделий - в неограниченном количестве, сухоцветы, камушки и ракушки, крашеный ягель, и очень, очень много форм для заливки.

Это одна из десятка коробочек.
Это одна из десятка коробочек.

Силиконовые молды - самый, пожалуй, прожорливый монстр. Потому что они недолговечны и очень дороги. Довольно быстро их начинает «выгибать». Производитель экономит на толщине и стойкости молда, а мы, отдав немалые деньги, начинаем изобретать велосипеды, укрепляя формы. Не помогает! Кто-то, наплевав на производителей и их честность, делает формы самостоятельно.

Красители - боль всех начинающих искателей. Чем я только не красила смолу: тенями для век и акриловыми красками, химозой из гелевых ручек, маркеров и фломастеров, и всем остальным - тоже. Краски дороги, нужны не все цвета, а какие нужны, ты и сама еще не знаешь, хорошие краски очень дороги и жаба душит, орет , танцует джигу, призывает опомниться. А еще надо место, где ты все это будешь хранить.

Колеры, красители, пигменты
Колеры, красители, пигменты

Сухоцветы можно заготовить самостоятельно: блокнотик и манка в помощь! Если вы живете в сухом климате, вам повезло, все, засушенное вами, останется первозданного цвета. Всем остальным придется держать сухоцветы в укромных сухих углах книгах. Забавный 3Д-эффет можно получить, засыпая цветы манкой. Крупа вытянет из цветов воду, оставив их гибкими и с выгнутыми лепестками, а не плоскими трафаретами из гербария.

Декор можно собрать самим, а в качестве посыпушек разграбить использовать арсенал соседки-маникюрши.

Смола бывает трех видов: медленная, быстрая и средняя. Ориентируйся на заявленное производителем «время жизни» состава: чем оно дольше, тем менее вязкой и более текучей смола остается. У каждого производителя оно разное и смолы от разных фирм смешивать нельзя - результат непредсказуем. Есть еще критерии «на отлип» и «полное отвердение». На отлип - изделие гибкое, но уже легко покидает молд. «До готовности» должно доходить на ровной поверхности, не обязательно строго горизонтальной. Полное отвердение - изделие становится легким, звонким, негибким и хрупким. Учтите это: большие и тонкие изделия разбиваются на крупные фрагменты при падении на твердую поверхность: кафельная и мраморная плитка, асфальт, бетон, камень. Деревянный пол им не страшен.

Жидкая (медленная), очень текучая субстанция, которая может застывать от 3 суток до недели. Да, она предназначена для заливки толстых объемных форм: столешницы, крупные сувениры и прочий неликвид. Если ты еще не профи,  а начинающий адепт, то от этой смолы откажись категорически. Потому что капризная, как куртизанка и сохнет долго! Зато не надо заморачиваться насчет обилия пузырьков, за время полимеризации они сами самоликвидируются от большой тоски. А еще она проникает во все поры изделия, становясь отличным грунтом для последующей его обработки. Перемещать формы с такой смолой нельзя, они должны быть прикрыты, чтобы не смола втянула пыль и находиться в идеально ровном состоянии, иначе изделие перекосит: с одного края оно будет тоньше, с другого - толще. Привет, тяготение и сила поверхностного натяжения. У начинающего смоляниста редко работа происходит в мастерской, чаще всего это квартира, в которой еще люди живут. Кто-нибудь обязательно засунет туда свой любопытный нос, потрогает застывающую смолу, уронит защитный экран, уронит волос и прочая неприятность. Помимо выговоров, что «Опять твои формочки с вонючей жидкой дрянью занимают все жизненное пространство. Ну сколько можно?!» нервного тика добавляют комары, кошки и собаки. Первые веселят, шерсть и пух вторых приводят в бешенство и отчаяние, ибо смола притягивает их, как магнитом.

Жидкая смола на этапе грунтовки нашла крохотный зазор между плашками и пошла внутрь разделочной доски. Образовалась некрасивая трещина. Фактически, это брак. Продавать такое нельзя. А повесить на стену можно. Сейчас эта доска украшает мою кухню). Это моя первая доска. С тех пор использую только фанеру и неклееное дерево.
Жидкая смола на этапе грунтовки нашла крохотный зазор между плашками и пошла внутрь разделочной доски. Образовалась некрасивая трещина. Фактически, это брак. Продавать такое нельзя. А повесить на стену можно. Сейчас эта доска украшает мою кухню). Это моя первая доска. С тех пор использую только фанеру и неклееное дерево.

Средней густоты, еще ее называют универсальной. Предназначена для рисования, заливки нетолстых столешниц, бижутерии, декоративных изделий и прочего творческого безобразия. Самая востребованная из смол! Прочность набирает постепенно, не торопясь, пузыри успевают покинуть пристанище. Если им немного помочь газовой горелкой или зажигалкой, то делают это дружно и быстро. Хорошо принимает красители и пигменты.

Густая, она же быстрая и ювелирная, полимеризуется едва ли не стремительно. 10-15 минут и всё - у вас на руках стаканчик с бесполезной густеющей на глазах смесью, которую выковырнуть без того, чтобы наполнить ее пузырями - дохлый номер. Через полчаса это уже почти монолит. Идеальна для создания линз и финишного покрытия изделий. Благодаря ее вязкости нет нужды в применении шлифовальных инструментов. Требует очень твердой руки, минимальных доз, точного следования рецептуре, полного погружения в процесс и максимальной сосредоточенности. Зато какие штуки из нее можно сделать - это же мечта скульптора!

Есть еще УФ-смола. Она относится к однокомпонентным смолам, и к ней положена ультрафиолетовая (кварцевая) лампа. Без нее ничего не застынет. Вообще! Но она стоит, как крыло от Боинга, и начинающему смолянисту нужна, как рыбке - зонтик.

Мы  - сумасшедшие, и мы это знаем! Как все творческие люди, мы погружаемся в процесс и уходим в нирвану, подключаемся к высшему разуму и творим. Чем наша работа отличается от творчества музыканта, художника, ювелира, скульптора или архитектора? Только тем, что она не так хорошо оплачивается. Снисходительное мнение о смоле делает нам больно во всех смыслах.

Мне, как и большинству, до гениальности и высоких продаж далеко. Но зато никогда нет проблем с выбором подарка. Для меня это творчество для души, а для вас?