Найти в Дзене
virlenka

Олег Жюгжда: «Белорусы оказались крутыми мастерами, которые, можно сказать, задают тренд»

Вторая часть разговора с главным режиссером Гродненского областного театра кукол – мастером, чьи постановки давно уже стали классикой театрального искусства и известны далеко за пределами Беларуси. Мы увиделись с Олегом Олеговичем в рамках Международного фестиваля «М.art.контакт». Интервью вышло в марте 2023 года.

2023 год. Могилев. Мартконтакт. Олег Жюгжда, главный режиссер Гродненского областного театра кукол
2023 год. Могилев. Мартконтакт. Олег Жюгжда, главный режиссер Гродненского областного театра кукол

– Олег Олегович, вы работали в Беларуси, России, Литве, Польше, Болгарии… Белорусский театр кукол отличается от европейского, или у каждого конкретного театра – свое лицо?

– Это очень хорошо, если у театра есть свое лицо и он чем-то отличается от других театров. Я не могу сказать, что мы очень отличаемся от европейского или от русской школы. Но подходом действительно разнимся.

Кстати, сейчас в российском театре кукол в основном задают тон белорусские режиссеры: Александр Янушкевич, Игорь Казаков… Белорусы оказались крутыми мастерами, которые, можно сказать, задают тренд. В основном они ставят российскую классику. И взгляд со стороны иногда оказывается более интересным и передовым. Не зря практически все спектакли, поставленные этими режиссерами, либо выдвигались на «Золотую маску», либо получали ее, либо как минимум входили в шорт-лист.

– Вы ставите спектакли с 1987 года – по сути, начинали работу в советское время. А в какой точке находится театр спустя 30 лет?

– Во-первых, технический прогресс коснулся и нас тоже. Мы работаем с другими материалами, с другим светом, с другими аудио- и видеоносителями. Казалось бы, мелочи, но много нового было привнесено именно с развитием техники. Приходится работать в условиях огромной конкуренции с шоу-бизнесом, кино, компьютерными играми. Там все «спецэффекты», конечно же, ярче, громче, насыщеннее. Но все это «неживое». Театр ценен тем, что происходящее на сцене, происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Это искусство мгновения. После нас ничего не остается. Записи спектакля не передают ни актерской энергетики, ни зрительской.

Безусловно, сегодня на театр повлияло и клиповое мышление, которое нам навязали. Я не ретроград, но бежать за этим паровозом не хочу. Театр – это живой процесс, своя вселенная. При этом он должен быть интересным и трогать за живое, чтобы через катарсис человек становился лучше.

2023 год. Мартконтакт.  «Локic» - спектакль Гродненского областного театра кукол. Режиссер Олег Жюгжда на сцене Могилевского театра кукол
2023 год. Мартконтакт. «Локic» - спектакль Гродненского областного театра кукол. Режиссер Олег Жюгжда на сцене Могилевского театра кукол

– Вам интереснее ставить драматические спектакли или кукольные?

– Мне ближе театр кукол. Здесь каждый раз нужно придумывать заново какую-то Вселенную, в которой обитают странные персонажи, происходят интересные истории... А драматический театр в некотором смысле ограничен. Есть актер, есть зритель.

В театре кукол между ними находится кукла, которая и воплощает в себе внутренние качества персонажа, и существует в условной реальности.

Но дело в том, что со временем жанры сближаются, происходит их взаимопроникновение. В драмтеатре начинают использовать кукольные приемы, иногда даже маски, ростовые куклы. Поэтому не стоит удивляться и тому, что театр кукол давно уже вышел из-за ширмы, работает напрямую со зрителем, а не просто пытается изобразить какую-то абстрактную сказочную жизнь.

– В репертуаре гродненского театра вы сделали ставку на взрослые спектакли и показали всем, что театр кукол может быть интересней драматического…

– Наверное, мы единственный театр кукол, в Беларуси уж точно, в котором поставлено столько спектаклей для взрослых. Над этим нужно было очень долго работать, заманивать зрителя в театр, чтобы в конце концов люди сказали: «А у вас интересней, чем в драме».

Кстати, взрослые спектакли нам очень сильно помогли во время эпидемии ковида, когда театры теряли зрителя. Мы же благополучно перескочили эпидемию и одновременно приобрели зрителя за счет того, что начали показывать больше спектаклей для взрослых.

Сейчас после ковида люди снова начинают возвращаться в театр.

– Сколько спектаклей вы поставили за годы работы режиссером?

– Давно уже не подсчитывал, но где-то за 170. И все мои проекты расписаны на два года вперед.

– Над какими спектаклями работаете сейчас?

– В Гродно ставим спектакль для детей на военную тему. Материал выбрали необычный: «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского – есть у него такая маленькая солдатская сказка. После премьеры полечу на Сахалин, где буду ставить «Медею». Потом ждет постановка народной драмы «Царь Максимилиан» в Вологде.

– Что нужно, чтобы вы согласились поставить спектакль в каком-либо театре?

– Разные критерии отбора. В основном, насколько моему замыслу подходит та или другая труппа. Я на самом деле мало отказываю. Очень трудно говорить людям «Нет».

– В прошлые годы вы бывали на «М.art.контакте»?

– Не приходилось. 27 марта в Гродно мы традиционно отмечаем спектаклем Международный День театра, так что мне трудно было выбраться. Но в этом году нас пригласили со спектаклем «Локic», мы приехали, и это достаточно полезный опыт в нашей копилке фестивалей.

2023 год. Мартконтакт.  «Локic»  Актеры Гродненского областного театра кукол и режиссер Олег Жюгжда на сцене Могилевского театра кукол
2023 год. Мартконтакт. «Локic» Актеры Гродненского областного театра кукол и режиссер Олег Жюгжда на сцене Могилевского театра кукол

– Почему выбрали именно «Локiс»?

– Я люблю мистические темы. Но все, что касается спектакля, как он живет, развивается, и куда его приглашают, на это я уже не совсем могу повлиять. Это тоже своего рода мистика. Нас пригласили на «М.art.контакт» именно с этим спектаклем, который уже отмечен на фестивалях за лучшую женскую роль и за лучшую сценографию художника.

Что касается, легенды, то я знаю материал с детства – мама мне рассказывала эту историю в вольном пересказе. Когда возник вопрос, что бы такого поставить загадочного и мистического, мне вспомнился этот, как мы его называем, «литвинский детектив».

Интересно, как его принимают разные зрители. Мы возили «Локiс» даже в Рязань на международный фестиваль. При том, что спектакль на белорусском языке, нас неплохо приняли. Конечно, наш театр уже с именем: что бы мы не привезли, зритель пойдет смотреть.

– В Гродно есть свой фестиваль кукольных театров «Лялькi над Неманам». Чем отличается от могилевского?

– После семилетнего перерыва мы его снова провели в сентябре. А семь лет назад у фестиваля был очень удачный старт, интересный по географии. Но в прошлом году в силу определенных событий пришлось ограничить фестивальные показы только российскими и белорусскими театрами. Тем не менее, у нас была хорошая атмосфера и интересные спектакли, потому что я знал, кого приглашаю.

Задумывались «Ляльки над Неманам» как фестиваль друзей. За годы работы Гродненский театр обзавелся большим количеством друзей в разных странах. Их мы и приглашали к себе. На фестивале что ценится? Хорошие спектакли, хорошая тусовка – люди, с которыми тебе интересно пообщаться, и конечно, то, что для горожан – это событие.

– Что пожелаете театральному Могилеву?

– Что пожелать городу? Проводить фестиваль и дальше. Фестивали – это показатель состояния искусства и культуры в регионе в целом. Он позволяет и самому театру осознавать свое место в культурном пространстве и ориентироваться на лучшие образцы. Также на театральных фестивалях воспитывается и растет публика. И здесь верно высказывание: предложение рождает спрос. Люди готовы идти на хорошие спектакли, а фестиваль – это всегда экзотическое действо, тем более, что он позволяет зрителю увидеть действительно шедевральные постановки.

Материал вышел на сайте Magilev.by в марте 2023 года

Читать начало статьи о могилевском периоде жизни режиссера: Олег Жюгжда: «Я пытался не уронить уровень, который был задан предшествующим мастером нашего театра Алексеем Лелявским»