Найти в Дзене

Экскурсия в музей металлургической промышленности в Череповце: Впечатления и история

Только ради одного музея металлургической промышленности стоит приехать в Череповец. Хотя, признаться, ради многих вещей стоит приехать в этот замечательный город в Вологодской области.

Прыгнув в автобус в центре города, доехал до максимально возможной точки. Что же я увидел? Очень атмосферную панораму: впереди два автобуса на стоянке, смотрящих на меня с разных углов, за ними – градирни, в которой на самом верху валит дым и капли теплой воды. Будто-то гейзеры… Другое название этих башен - охладительные. Они предназначены для охлаждения больших объемов воды в системах рециркуляции тепла на тепловых электростанциях. На самом деле в таких устройствах не может быть дыма и не вредных выбросов — это обычный и абсолютно безопасный водяной пар. В них ничего не горит - они служат для остужения больших объёмов воды.

Панорама Металлургического завода - градирни
Панорама Металлургического завода - градирни
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода - градирни
Панорама Металлургического завода - градирни

Я медленно двигался вдоль трамвайных путей и решетчатого забора – за ним сам завод с градирнями, кучей других труб и иных производственных цехов. Там рождалась сталь и не только. Все гудело, шумело, сотни труб. Гигант. Мощь во всем. Люблю промышленную панораму.

Железная дорога
Железная дорога
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода
Панорама Металлургического завода

Это сегодня Череповец – город металлургов, однако же история строительства на берегах Шексны металлургического завода зависела не только от планов и расчетов, но и от случая.

В 30-х годах руководство СССР приняло решение построить Волго-Балтийский канал, создать Рыбинское водохранилище и построить в Череповце металлургический завод. Одним из основных авторов проекта строительства выступил завода выступил академик Иван Павлович Бардин. В отличие от большинства металлургических предприятий, строившихся «на сырьё», то есть вблизи от месторождений руды, череповецкий завод решено было строить на пересечении водных и железнодорожных путей, связывающих город с рудными месторождениями Кольского полуострова, углём Воркуты, и позволявших удобно вывозить продукцию. В 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. В зону затопления вошла и часть города, из-за чего потребовалось перенести на новое место механическую мельницу, судоремонтный завод, механический завод «Красная звезда», речной порт. Планы строительства завода не удалось реализовать в запланированные сроки — помешала война.

Металлургический завод
Металлургический завод
Металлургический завод
Металлургический завод
Металлургический завод
Металлургический завод
Металлургический завод
Металлургический завод

В 1944 году стройку хотели возобновить, но группа ученых высказалась за перенос завода в село Анненский Мост или в Лодейное поле из-за высокой стоимости доставки сырья. Комиссия Госплана согласилась, но в пользу Череповца неожиданно высказался сам Сталин. По его указанию Академия наук предложила сохранить завод в этом городе и провести поиск дополнительных источников сырья силами специально созданной комплексной экспедиции. Начальником экспедиции стал все тот же известный ученый-металлург Иван Павлович Бардин. Ранее он также согласился о переносе завода. Сомнения Бардина разрешились, когда стало понятно, что окрестности Череповца богаты торфом. Это позволяло уменьшить потребности проектируемого завода в привозном каменном угле, причем экономия на топливе перекрывала ранее посчитанные транспортные издержки. У конкурентов, подобного преимущества не было. В общем итоге, выяснилось, что промышленная разработка залежей торфа в Череповецком районе заводу ничем не поможет.

З0 декабря 1947 года строительство Череповецкого металлургического завода решено было возобновить. Ожидалось, что первый чугун выпустят всего через четыре года, а первую сталь — через пять. Но строительство по разным причинам затягивалось.

24 августа 1955 года был получен первый череповецкий чугун на доменной печи № 1. Этот день стал днём рождения Череповецкого металлургического завода. Домна работала на привозном коксе Ново-Липецкого металлургического завода. В 1958 году начала работать первая мартеновская печь, с которой началось производство стали в Череповце. В ноябре 1959 года Правительство страны поздравило строителей и металлургов с вводом в действие крупнейшего в Европе листопрокатного стана — 2800 ЛПЦ № 1. Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом. В последующие годы вступают в строй новые металлургические мощности: доменные печи, электропечи, конвертеры, прокатные станы по производству листовой и сортовой стали. В 1986 году на Череповецком металлургическом заводе запущена пятая доменная печь, за пределами города более известная как «Северянка». На момент пуска это была крупнейшая доменная печь в мире. В том же 1986 году Череповецкий металлургический завод был реорганизован в Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК). В начале 1990-х годов на его базе было создано акционерное общество «Северсталь».

Музей металлургической промышленности
Музей металлургической промышленности
Экспонат Музея
Экспонат Музея
Северсталь
Северсталь

90-е годы Череповец встретил с 300 тысячью жителями, будучи к этому времени цитаделью металлургов и … химиков. Таков он и сейчас. Металлургический завод к настоящему моменту стал основным производственным активом акционерного общества «Северсталь», а оба химических производства входят в состав одного из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений — компании «Фосагро».

Для простых любознательных людей металлургический завод предлагает музей металлургической промышленности – куда я, собственно, и направлялся. Экспонаты начинались прямо с улицы: Белаз-7547 – один из самых больших карьерных самосвалов, шлаковоз, сталеразливочный ковш, чугуновоз и еще много чего.

сталеразливочный ковш
сталеразливочный ковш
Чугуновоз
Чугуновоз
Шлаковоз
Шлаковоз
Чугуновоз
Чугуновоз
Экспонаты музея
Экспонаты музея

Внутри музей гораздо богаче на экспонаты, интерактивных штучек, было что веником смахнуть. Музей отличный. Максимально интерактивная экспозиция с мультимедиа, видео, 3D и прочими достижениями XXI века.

В музее два полноценных зала – на первом рассказывают об истории металлургии, можно узнать много интересных терминов: «сыродутный», «углежог», древние орудия кузнецов. Также рассказывают о прошлом Череповецкого металлургического комбината и «Северстали». И все это с использованием современных технологий. В залах есть аудиовизуальные инсталляции, в которых использованы реальные документы, фото и видео из уникальных редких архивов.

Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея

А на втором этаже – реальность! Как завод работает сегодня.

На память можно забрать много любопытных сувениров: металлических человечков, чугун, открытки с видами завода, сфотографироваться с различными аксессуарами и так далее. Довольным, я вышел из музея, и пошел дальше знакомиться с городом. Но это другая история.

Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Сувениры из музея
Сувениры из музея

Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.

До встречи!

Подписывайтесь на мой канал.