Только ради одного музея металлургической промышленности стоит приехать в Череповец. Хотя, признаться, ради многих вещей стоит приехать в этот замечательный город в Вологодской области.
Прыгнув в автобус в центре города, доехал до максимально возможной точки. Что же я увидел? Очень атмосферную панораму: впереди два автобуса на стоянке, смотрящих на меня с разных углов, за ними – градирни, в которой на самом верху валит дым и капли теплой воды. Будто-то гейзеры… Другое название этих башен - охладительные. Они предназначены для охлаждения больших объемов воды в системах рециркуляции тепла на тепловых электростанциях. На самом деле в таких устройствах не может быть дыма и не вредных выбросов — это обычный и абсолютно безопасный водяной пар. В них ничего не горит - они служат для остужения больших объёмов воды.
Я медленно двигался вдоль трамвайных путей и решетчатого забора – за ним сам завод с градирнями, кучей других труб и иных производственных цехов. Там рождалась сталь и не только. Все гудело, шумело, сотни труб. Гигант. Мощь во всем. Люблю промышленную панораму.
Это сегодня Череповец – город металлургов, однако же история строительства на берегах Шексны металлургического завода зависела не только от планов и расчетов, но и от случая.
В 30-х годах руководство СССР приняло решение построить Волго-Балтийский канал, создать Рыбинское водохранилище и построить в Череповце металлургический завод. Одним из основных авторов проекта строительства выступил завода выступил академик Иван Павлович Бардин. В отличие от большинства металлургических предприятий, строившихся «на сырьё», то есть вблизи от месторождений руды, череповецкий завод решено было строить на пересечении водных и железнодорожных путей, связывающих город с рудными месторождениями Кольского полуострова, углём Воркуты, и позволявших удобно вывозить продукцию. В 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. В зону затопления вошла и часть города, из-за чего потребовалось перенести на новое место механическую мельницу, судоремонтный завод, механический завод «Красная звезда», речной порт. Планы строительства завода не удалось реализовать в запланированные сроки — помешала война.
В 1944 году стройку хотели возобновить, но группа ученых высказалась за перенос завода в село Анненский Мост или в Лодейное поле из-за высокой стоимости доставки сырья. Комиссия Госплана согласилась, но в пользу Череповца неожиданно высказался сам Сталин. По его указанию Академия наук предложила сохранить завод в этом городе и провести поиск дополнительных источников сырья силами специально созданной комплексной экспедиции. Начальником экспедиции стал все тот же известный ученый-металлург Иван Павлович Бардин. Ранее он также согласился о переносе завода. Сомнения Бардина разрешились, когда стало понятно, что окрестности Череповца богаты торфом. Это позволяло уменьшить потребности проектируемого завода в привозном каменном угле, причем экономия на топливе перекрывала ранее посчитанные транспортные издержки. У конкурентов, подобного преимущества не было. В общем итоге, выяснилось, что промышленная разработка залежей торфа в Череповецком районе заводу ничем не поможет.
З0 декабря 1947 года строительство Череповецкого металлургического завода решено было возобновить. Ожидалось, что первый чугун выпустят всего через четыре года, а первую сталь — через пять. Но строительство по разным причинам затягивалось.
24 августа 1955 года был получен первый череповецкий чугун на доменной печи № 1. Этот день стал днём рождения Череповецкого металлургического завода. Домна работала на привозном коксе Ново-Липецкого металлургического завода. В 1958 году начала работать первая мартеновская печь, с которой началось производство стали в Череповце. В ноябре 1959 года Правительство страны поздравило строителей и металлургов с вводом в действие крупнейшего в Европе листопрокатного стана — 2800 ЛПЦ № 1. Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом. В последующие годы вступают в строй новые металлургические мощности: доменные печи, электропечи, конвертеры, прокатные станы по производству листовой и сортовой стали. В 1986 году на Череповецком металлургическом заводе запущена пятая доменная печь, за пределами города более известная как «Северянка». На момент пуска это была крупнейшая доменная печь в мире. В том же 1986 году Череповецкий металлургический завод был реорганизован в Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК). В начале 1990-х годов на его базе было создано акционерное общество «Северсталь».
90-е годы Череповец встретил с 300 тысячью жителями, будучи к этому времени цитаделью металлургов и … химиков. Таков он и сейчас. Металлургический завод к настоящему моменту стал основным производственным активом акционерного общества «Северсталь», а оба химических производства входят в состав одного из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений — компании «Фосагро».
Для простых любознательных людей металлургический завод предлагает музей металлургической промышленности – куда я, собственно, и направлялся. Экспонаты начинались прямо с улицы: Белаз-7547 – один из самых больших карьерных самосвалов, шлаковоз, сталеразливочный ковш, чугуновоз и еще много чего.
Внутри музей гораздо богаче на экспонаты, интерактивных штучек, было что веником смахнуть. Музей отличный. Максимально интерактивная экспозиция с мультимедиа, видео, 3D и прочими достижениями XXI века.
В музее два полноценных зала – на первом рассказывают об истории металлургии, можно узнать много интересных терминов: «сыродутный», «углежог», древние орудия кузнецов. Также рассказывают о прошлом Череповецкого металлургического комбината и «Северстали». И все это с использованием современных технологий. В залах есть аудиовизуальные инсталляции, в которых использованы реальные документы, фото и видео из уникальных редких архивов.
А на втором этаже – реальность! Как завод работает сегодня.
На память можно забрать много любопытных сувениров: металлических человечков, чугун, открытки с видами завода, сфотографироваться с различными аксессуарами и так далее. Довольным, я вышел из музея, и пошел дальше знакомиться с городом. Но это другая история.
Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал.