Над Волгой в небесной голубизне плывут лёгкие облака, пронизанные весенним солнцем. На крутом берегу, весь устремлённый вперёд, — бронзовый Ильич. Пионеры принесли яркие цветы, кладут нх к подножию памятника н потом долго стоят взволнованные, подтянутые. Чётко печатая шаг, подходят курсанты прославленного Ульяновского танкового училища. Потом — экскурсанты из Саратова, Бреста, Волгограда, Кубы... Отсюда они направляются к Ленинскому мемориалу. В музейных залах стоит благоговейная тишина. Но сердце при встрече с великим Ильичом молчать не в силах. Людям хочется излить душу, рассказать о своих чувствах. И они тянутся к карандашу, ручке, бумаге. Так написано уже свыше 40 томов отзывов. Эти книги, автор которых — народ, хранятся в партийном архиве Ульяновска.
Открываю тома, которые относятся к годам Великой Отечественной. И сразу мысль переносит в тот грозовой сорок первый. В те тяжкие дни мы обращались к Ленину с верой в победу. Шли за неё в бой.
К самым первым дням Великой Отечественной войны относится такая запись: «Скоро мы уедем на фронт. Клянёмся, дорогой Владимир Ильич, биться до последней капли крови, не щадить жизни за наше Советское государство, за великое дело Ленина... (Подписи неразборчивы)».
По свидетельству бывшего начальника политотдела Ульяновского танкового училища С. Нечаева, эти слова написал капитан Н. Дорошкевич и под ними расписались его бойцы. 27 июня 1941 г. из Ульяновска был отправлен на фронт танковый батальон, сформированный из лучших командиров, курсантов, политработников. В бой он вступил с ходу и восемь суток сдерживал ожесточённый натиск превосходящих сил врага на шоссе Витебск — Орша... Так держали клятву Ильичу.
Фашисты, готовя нападение на Советский Союз, рассчитывали на межнациональную рознь в нашей братской семье. И уже 1 июля 1941 года ответили гитлеровским нацистам посланцы Казахстана. Вот эта запись:
«Мы, будущие бойцы Рабоче-Крестьянской Красной Армии, побывав в доме Владимира Ильича Ленина, оставляем своё глубокое впечатление. Мы будем верны до последней капли крови нашему правительству и учителю всего мира Владимиру Ильичу Ленину в том, что мы с честью разгромим врага... Да здравствует Ленин, полная победа над зарвавшимся врагом! Бойцы Казахской ССР».
Карандашные, чернильные, быстро набросанные строки — люди спешили. Им некогда было обдумывать слова, они лились сами из сердца. У каждого своё, заветное и общее у всех: с именем Ленина — победим!
«29, VIII. 41 г. Я, уроженец г. Верхнеуральска Челябинской области Г. Шеманин — сын казака-крестьянина, посетил этот единственный в мире домик, проникнутый глубоким патриотизмом русского народа. Мой народ велик в могуч, он разгромил всех врагов и создал великое государство от волн Балтики до берегов туманной Камчатки. Я — русский и этим горжусь, о нас знает весь мир! Посетив этот скромный домик, я клянусь, что буду до последней капли крови защищать свою Родину.
Мобилизованный боец Г. Шеманин».
На записях фронтовиков, очутившихся в ульяновских госпиталях, запеклась кровь главнейших и решающих сражений Великой Отечественной.
Запись 8 сентября 1942 года: «Мы только что прибыли с побережья Чёрного моря, с полей, на которых моряки-черноморцы с безграничной преданностью и отвагой отстаивают то, за что боролся и отдал свою жизнь великий вождь трудящихся Владимир Ильич Ленин. Владимир Ильич учил нас любить и уважать свою Родину, беречь её от иноземной чумы. Мы, черноморцы, выполним этот долг до конца. Горы немецких трупов лежат под Севастополем, Новороссийском и Ростовом. Лейтенанты-артиллеристы действующей армии Черноморского побережья Сапрыкин, Мартынов».
Гитлеровские генералы, казалось, предусмотрели всё. Их штабные карты пестрели разноцветными стрелками: тогда-то занимают такой-то город, тогда-то дойдут до Урала, тогда-то кончают войну. Но не учли они духовные силы советского народа, воспитанного ленинской партией. И отсюда, с родины Ленина, уходили люди в действующие войска, готовые драться до последней капли крови с врагом.
От первого до последнего дня войны — с именем Ленина, сквозь огонь, к победе...
В одной из книг отзывов читаем: «Мы, братья Михеевы, ознакомились с жизнью и деятельностью всей семьи Ульяновых. Музей оставил у нас очень сильное впечатление. От имени всех братьев Михеевых депутат Верховного Совета РСФСР В. Михеев».
Их было девятеро — сыновей колхозника села Воецкое Ульяновской области Дмитрия Фёдоровича Михеева. Все они окончили Ульяновское танковое училище. Война застала их на западной границе. Братья сражались в одном подразделении. Виктор командовал ротой, остальные — взводами. Старший брат Александр стал комиссаром батальона. Смертью храбрых пали Александр и Иван. Четыре брата Михеевы с боями прошли от Волги до Одера. Пятьюдесятью шестью орденами и медалями отмечены ратные подвиги братьев-танкистов. На здании рейхстага в Берлине среди другой была и такая надпись: «Владимир Михеев. 1945 год. Расписался за всех девятерых».
Ныне училище, которое окончили братья Михеевы, носит имя Б. И. Ленина. С этим военным учебным заведением познакомил заместитель печальника политотдела подполковник В. Потехин. Он рассказывает:
— Они ведь из крестьянской семьи. Не только воевали, но и растили хлеб, трудились на заводах, учили ребятишек. После войны Павел Михеев вернулся в родное село и работал учителем. Сын его Альберт командовал взводом в нашем училище, сейчас трудится на заводе в Ульяновске...
...В книге отзывов читаем запись матери легендарной Зои Космодемьянской от 25 января 1943 года: «В суровые дни Великой Отечественной войны мне случайно пришлось побывать в г. Ульяновске, на родине великого гения человечества В. И. Ленина... Это он, великий гений человечества, Ленинский комсомол воспитали мою дочь Зою Космодемьянскую, которая храбро и стойко перенесла все нечеловеческие пытки фашистских палачей и храбро приняла смерть. Учение Ленина восторжествует»
В стенах танкового училища встретился с младшим братом Зои — Александром Космодемьянским. Он смотрит в зал с портрета галереи Героев Советского Союза. Добровольно пошёл на фронт мстить за свою сестру-героиню. Окончил Ульяновское танковое. Погиб незадолго до Победы. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего танковое училище имени В. И. Ленина воспитало 80 Героев Советского Союза.
Записи в книгах отзывов музеев В. И. Ленина — это исповеди служения его великому делу. Они не в прошлом, они в наших нынешних делах, в будущем. 11 июля 1941 года перед отправкой на фронт студент Воронежского сельскохозяйственного института Николай Елесин сердцем начертал слова:
«Глубоко взволнован я, увидев тот дом, где жил недолгие, но счастливые годы своего детства В. И. Ленин.
Ленин! С этим словом мы, вся советская молодёжь, весь советский народ, всё передовое человечество поднялись на борьбу с врагом, который хочет отнять у нас всё, за что боролся Ленин. Имя этого врага — фашизм.
Хочется быть хоть немного похожим на Ленина. Хочется учиться, работать, поэтому я иду воевать».
Я познакомил с этой записью молодого машиностроителя Анатолия Полякова в Торжественном зале Ленинского мемориала — он пришёл сюда с младшим братом, которому здесь вручали комсомольский билет.
— Что бы вы ответили сейчас Николаю Елесину?
Анатолий подумал и сказал:
— Мне, Николай, наверное, сейчас столько же лет, сколько было тебе в июле сорок первого. Спасибо, что ты вместе с другими фронтовиками защитил от врага это наше счастье учиться и работать. Два года тому назад я окончил среднюю школу. Решил сначала поработать на заводе, а потом получить высшее образование. У нас создаётся университет. Быть студентом университета на родине Ленина — моя сокровенная мечта.
Анатолий подумал немного и спросил:
— А что известно о судьбе Николая Елесина, побывавшего у Ленива перед отправкой на фронт?
О судьбе людей, оставивших бессмертные записи в военные годы на родине Ильича, пока не всё ещё известно. А следовало бы проследить их дальнейшую фронтовую и мирную судьбу. Какая бы это была замечательная книга — рассказы о том, как люди выполняли ленинский завет о защите социалистического Отечества.
А вот ещё история двух строчек в книге отзывов, относящихся к июлю 1946 года: «Солдатская клятва Родине и Ленину выполнена: с боями дошёл от Волги до Одера, до Победы. Гв. ст. сержант (Подпись неразборчива)».
Всмотревшись, я узнал почерк моего давнего знакомого Якова Павлова, который с друзьями защищал в Сталинграде 58 суток дом, осаждённый фашистами. Да, да, тот самый «Дом Павлова». И в этой нарочито неразборчивой подписи — весь Яков Федотович. Он прошёл всю войну, так и не сказав никому, что был тем самым защитником дома, о котором знал весь мир. Уже после войны стараниями генералов А. Родимцева и В. Чуйкова был разыскан среди бойцов противотанковой артиллерии Я. Павлов. Не все знают, что Золотая Звезда Героя Советского Союза ему была вручена лишь в феврале 1946 гола в Веймаре, а Указ о присвоении этого высокого звания не опубликовали в газетах за давностью лет. Вернувшись из Германии, Яков Федотович в Сталинграде принял восстановленный «Дом Павлова», а затем поехал в Ульяновск, где и сделал свою запись.
— Почему расписались неразборчиво? — спросили как-то его,
— А почему я должен выставлять свою фамилию? — ответил он. — Так воевали все. Ленин учил нас не только воевать, но и быть скромными.
А слова-то какие у Павлова, ныне уже покойного: «Солдатская клятва Родине и Ленину выполнена...»!
А. ЕРОХИН (1985)