Найти тему
Online24news

Как не стать жертвой: где лотереи Столото, а где мошенники?

Оглавление

Обман и мошенничество, связанные с подставными лицами, являются актуальной проблемой. Кибер-преступники представляются полицейскими, врачами, родственниками и даже представителями крупнейшего распространителя государственных лотерей – Столото. До того, как мы сталкиваемся с ситуацией лоб в лоб, каждый из нас уверен, что точно не поведется на развод. Давайте разбираться, кто и почему становится жертвой преступных схем: проведем анализ психологических факторов и механизмов, влияющих на поведение людей, а также обсудим, как различить реальное Столото от кибер-преступников.

Когнитивные искажения и эффект доверия

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в мышлении, которые влияют на суждения и решения. Одним из таких искажений является эффект доверия, при котором люди склонны верить информации, исходящей от авторитетных или знакомых источников. Подставные лица, представляющиеся сотрудниками "Столото", используют этот эффект, создавая иллюзию авторитетности и легитимности. Люди, доверяющие таким источникам, менее критично оценивают полученную информацию и более склонны к доверию.

Социальная инженерия

Это использование психологических приемов для манипуляции поведением людей с целью получения конфиденциальной информации или доступа к ресурсам. Мошенники, которые выдают себя за представителей бренда "Столото", используют различные техники социальной инженерии, такие как создание срочности, использование эмоционального давления и предоставление ложной информации. Эти методы направлены на снижение критического мышления и повышение вероятности принятия нужных злоумышленникам решений под влиянием эмоций.

Потребность в надежде и эмоциональное подкрепление

Лотереи удовлетворяют важную психологическую потребность в надежде и мечтах. Люди, испытывающие финансовые трудности или стремящиеся к улучшению своего благосостояния, могут быть более восприимчивы к обещаниям быстрого выигрыша и легких денег. Эмоциональное подкрепление, связанное с ожиданием выигрыша, усиливает мотивацию к участию и снижает критическое восприятие информации, которая транслируется мошенниками. Именно поэтому некоторые люди в самом деле верят, когда им говорят, что они выиграли крупную сумму, хотя даже не покупали лотерейный билет. И в надежде получить желанный выигрыш некоторые даже соглашаются перевести мошенникам небольшую «комиссию», забывая, что в настоящих лотереях комиссий за получение выигрыша просто не существует.

Индивидуальные особенности

Некоторые личностные качества могут повышать уязвимость к мошенничеству. Люди с низким уровнем самоконтроля, высокими показателями импульсивности и склонностью к риску могут быть более подвержены влиянию мошенников. Кроме того, люди с низкой самооценкой и высокой потребностью в одобрении могут искать внешние подтверждения своей значимости и больше доверять подставным лицам.

Эффект дефицита информации и когнитивная нагрузка

Это состояние, при котором человек испытывает нехватку информации для принятия обоснованных решений. В условиях когнитивной нагрузки, вызванной стрессом или тревожностью, люди могут принимать решения на основе ограниченной информации и полагаться на внешние источники в том числе фейковые. Мошенники используют этот эффект, предоставляя кажущуюся достоверной информацию и создавая иллюзию компетентности.

Социальное влияние и конформизм

Все мы склонны ориентироваться на поведение окружающих и принимать решения с оглядкой на социальные нормы. Если в окружении распространены положительные отзывы о лотереях и доверие к "Столото", человек будет более склонен доверять подставным лицам, которые представляются сотрудниками компании. Именно поэтому и работают методы социальной инженерии. Если человек представляется сотрудником лотерейной компании, которую вы хорошо знаете, это автоматически вызывает доверие. По сути это вариация схемы со звонком из Центробанка или от представителей правоохранительных органов. Примерно так работает и распространившаяся в последнее время схема «руководитель компании», с использованием которой сейчас активно атакуют сотрудников крупных российских организаций. В этом случае мошенник пишет вам в мессенджере, выдавая себя за вашего начальника, то есть использует его имя и авторитет. В основе своей методы мошенников очень похожи, но они всегда находят новые подходы к их применению.

Если вернуться к лотереям, то мошенники в интернете также могут использовать социальное подтверждение, создавая фальшивые отзывы и истории успеха на ресурсах, которые они выдают за официальные сайты или приложения лотерей. Поэтому важно понимать изощренность действий мошенников и сохранять бдительность.