Критерии оценки обстоятельств не должны быть линейными, как у дурака, который хватает яблоко, потому что ему загорелось его съесть именно сейчас, пока никто не видит. Недурак должен понимать, что и за забор можно зацепиться и порвать новые штаны, да и яблоко стоит сначала помыть, чтобы не пришлось весь оставшийся вечер просидеть на горшке.
Критерии оценки обстоятельств должны быть сферическими, потому что само явление Счастья является сферическим, а не линейным. Счастье не может быть описано одним или двумя явлениями, оно может состоять только из полного набора достижений и перспектив. Поэтому счастье можно описать только с помощью принципиальных спектральных позиций. Но и они не очень-то проясняют картину, потому что это всего лишь стержневые позиции, а всё многообразие форм и явлений зиждется на периферии явлений. Поэтому более действенным и предметным действием будет попытка рассказать о том, что надо делать, чтобы быть счастливым, а не попытка описать счастье как таковое.
Свобода является предпосылкой счастья ровно в той же мере, в какой внимание является предпосылкой разума. Без наличия одного другое не может возникнуть в принципе. Важно понимать, что Свобода определяется не отсутствием внешних врагов или препятствий, Свобода определяется личным отношением человека к тому или иному явлению. Нельзя забывать, что сначала появляется раб, и только потом тиран. Но это только внешний аспект Свободы.
Кроме того, Свобода имеет и сугубо личный аспект, который определяется отношением человека к своему имеющемуся опыту и к своим устремлениям. Только когда не остаётся сожалений о прошлом или спешки куда-либо, только когда личное время полностью подчинено себе, только тогда можно говорить о приобретённой Свободе. Не стоит сожалеть об упущенных когда-то шансах, во-первых потому, что шансы по определению вернуть не получится, а во-вторых, с полученным опытом можно добиться чего-то более значимого. Зачем хранить память о том, что в детстве не удалось купить красивый велосипед, если, будучи взрослым, можно приобрести роскошный автомобиль? Зачем торопиться занять своё место, если представление начнётся только через шесть часов, а вы уже стоите у входа в зрительный зал? К чему развлекать досужими разговорами таких же чудаков, которые пришли на спектакль так рано, это время лучше потратить на прогулку вокруг театра или по его зданию. Внутренняя Свобода позволяет смотреть на обстоятельства шире и использовать имеющиеся возможности по максимуму.
Чётко выставленные критерии и подчинённое собственной воле внимание позволяют человеку легко отбрасывать в сторону лишнее и несвоевременное. Счастье и свобода определяются тем, насколько легко человек может отказываться. Это очень тонкий и важный момент, и не стоит его недооценивать. По сути дела, всегда происходит одно и то же. Чем важнее человек представляет себе нечто, тем ему труднее от этого отказаться, хотя, на самом деле, практически всё, что окружает человека, либо яйца выеденного не стоит, либо крадёт у него свободу.
Но чувство важности делает это нечто чем-то таким грандиозным, таким большим, что за этим человек больше ничего не замечает. Эта грандиозность подавляет и пугает человека, так что он даже носа не показывает из своего убежища. Он носится со своими великими проблемами, боясь их потерять, потому что знает, что кроме них у него ничего нет. К тому же он вовлекает в это нечто и окружающих, а они, как бы в отместку, нагружают человека своими проблемами. В итоге получается клубок, который крепко держит всех и вся. Например, все носятся с тем, что их не понимают, одни замыкаются в себе, другие ищут пути, как донести свои переживания до других, используя для этого массу очень расплывчатых пояснений.