По большому счёту, суть обучения СЗ следует определять не просто как попытку человека измениться, а как его попытку, не побоюсь этого слова, перерождения. Осваивая эти знания, человек учится действовать не по наитию без особого понимания, во что выльются его решения и поступки. Осваивая эти знания, человек учится действовать разумно, опираясь на факты и собственные устремления, а не на то, куда его толкают Зёрна Духа или важные персонажи по судьбе.
Иными словами, человек старается взять бразды правления собственной судьбы в свои руки, что, на самом деле, человеческим существам не дано. Поэтому я говорю о перерождении, а не просто о смене оценок. Качественное освоение этих знаний делает человека совершенно другой даже не личностью, а именно что сущностью. Важно осознавать отличие этих знаний от прочих человеческих «наук». Все знания цивилизации можно постичь простым зазубриванием правил и понятий. Система Знаний требует полного и самостоятельного пересмотра собственной природы, собственных взглядов на жизнь и собственных же целей.
Подобная задача – самое сложное, что только можно вообразить. С задачами такого рода обычный представитель человеческого рода не сталкивается. Что бы там кто ни думал, но человек не может измениться, каким он приходит в этот мир, таким его и закапывают. Настоящие изменения собственной сущности могут быть только полностью осознанными. Человек, конечно, способен меняться в какой-то мере, но меняется он не сознательно, а под напором непреодолимых обстоятельств. Он меняется не потому, что добился всего, чего хотел, а потому, что понял, что ему не хватит сил для удовлетворения своих амбиций или устремлений. С одной стороны, если у человека всё хорошо, то ему нет нужды сомневаться в собственной правоте. Никто не сможет показать ему, в чём он заблуждается или почему он был неправ в той или иной ситуации. С другой стороны, никто, например, не бросает пить, пока те или иные проблемы не встают перед ним в полный рост, никто не задумывается, что за воровство придётся отсидеть или столкнуться с другими проблемами, типа вечной конспирации и страха разоблачения. Человеки ходят по этой дороге с граблями, потому что где-то на закорках сознания понимают, что судьбу не узнать и не изменить.
У этих обречённых путников иного выбора и нет. Их, как отвязавшиеся лодки, просто несёт по реке жизни. И хотя вроде бы у человека имеются в распоряжении все средства, чтобы сделать этот сплав по реке полностью управляемым, да только вот нет у него ни надёжных опор-уключин для уверенных действий, ни знаний, как и куда следует опускать вёсла. Мало того, этот сплав происходит ещё и в полной темноте. Человеку приходится удовлетворяться только тем, что в данный момент его самого ещё не выбросила из лодки крутая поперечная волна и сама лодка пока не дала течь. Человек в лодке может быть искренне счастлив, что такое долгое время остаётся сухим или, наоборот, быть скованным и испуганным оттого, что волны не прекращают бить о хлипкие борта его утлого судёнышка. Но как первому, так и второму в одинаковой степени не видно, что они оба неизбежно приближаются к высоченному водопаду. Они оба могут даже предполагать, что им рано или поздно придётся рухнуть вниз, но они предпочитают об этом не задумываться. И действуют они будучи совершенно уверенными в своей правоте.