Чуть больше 500 лет назад на полуострове в Большом Михайловском озере, при впадении в него реки Сии, было положено начало монастырю, ставшему культурным и духовным центром Подвинья. Святынь допетровских времен осталось у нас не так много, тем более, связанных с династией Романовых, Сийский монастырь занимает в их ряду особое место.
Преподобный Антоний Сийский родился в последней четверти 15 века в семье зажиточных крестьян недалеко от Архангельска, и получил имя Андрей, в честь Андрея Первозванного. Потеряв родителей, жену, боярина-благодетеля, он отправился в Преображенский монастырь в Каргополье, где принял постриг с именем Антоний, в честь св.Антония Великого (да простят меня верующие, но зачем меняли имена мне непонятно, Андрей Первозванный ничуть не хуже Антония Великого). В 1512 году Антоний, вместе с двумя монахами, удалился из монастыря на реку Емца, где они поставили кельи и церковь во имя Николая Чудотворца.
Дальше почти детективная история. Местные жители побоялись, что монахи заберут их землю и прогнали иноков, что очень плохо их характеризует. Когда монахи молились в лесу, вышел к ним охотник, который рассказал о месте где люди не раз слышали колокольный звон и молитвенное пение. Так и началась на полуострове обитель.
Вначале жизнь братии была полна лишений, даже хотели было разойтись, но по молитвам Антония, неожиданно пришел в обитель некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню на строительство. Обходились, естественно, деревянными храмами и придерживались строгих правил киновии, главным был Троицкий, от которого название. А потом все изменилось.
В начале 17 века направили в обитель, в качестве наказания, знатного постриженника – опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, в иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет и сохранил самые добрые воспоминания о месте, должном унизить. В 1613 году сына Филарета, Михаила Романова, избрали русским царем. Дальше история не касается монастыря, вероятно, вы ее знаете, если нет, стоит поинтересоваться.
Став патриархом и практически соправителем, Филарет благоволил обители, для Антониево-Сийского монастыря началась эпоха процветания. Обитель растет, богатеет, развивает промыслы, становится одной из самых больших, красивых и почитаемых в стране.
Потом революция. Монахи организовали трудовую коммуну, но это не спасло. Обитель закрыли в 1923. Постройки использовали для нужд колхоза, под дом отдыха, дом для детей-инвалидов, дом престарелых. С 1970 по 1992 здесь был пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. И вот этот момент мне интересен – корпуса детского лагеря были в церквях?
Что-то сломали, что-то уничтожили, но много и сохранилось. В 1992 монастырь вернули церкви и он активно начал возрождаться. Наверное, нашлись добрые люди с деньгами, восстанавливается все довольно быстро. К сожалению, почти все было закрыто, мы посмотрели только трапезную. Охранник на входе на территорию сказал, что братии порядка 12 человек, что в наше время уже много, постоянно работает много трудников.
Троицкий собор... Один из первых каменных храмов Двинской земли. Весь материал был привозным, навыка производства кирпича у местных мастеров не было, учились сразу на практике. Строгие формы, снаружи почти нет резьбы, толщина стен до 2 м, основной объем отличался не только размерами, но и великолепной акустикой – в верху стен были вмурованы многочисленные голосники (небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов). Под спудом у алтаря сохранились мощи преподобного Антония.
Сейчас как раз реставрируется, пока все еще без боковых глав. Кстати, когда меняли покрытие центральной главы, нашли бутылку с посланием: "Потомок! Когда ты вскроешь эту бутылку, мы надеемся, будет светлое царство коммунизма. Мы, студенты 80-х, шлем вам горячий привет из развитого социализма в век электрификации всей страны. Завтра, 9 августа 1987 года наш отряд заканчивает работы по консервации монастыря. Будем пить водку в этот радостный день. Интересно, есть ли в ваше время этот веселящий душу напиток? На крыше храма работала бригада из пяти человек. Гарантируем консервацию куполов до 2000 года! И надеемся получить за это 200 (!!!) рублей. Ура! Московский архитектурный институт, 4 курс: Никишин Василий, Цинцевич Юрий, Григорян Юрий, Санин Андрей, Король Олег(Боцман)"
Благовещенскую теплую церковь с трапезной и келларской начали строить через 30 с лишним лет после Троицкого собора. Интересно, что в шатре церкви был устроен придел во имя Михаила Малеина (византийский подвижник, основатель нескольких монастырей на Киминской горе, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона)
Церковь-звонница Трех Святителей Московских вызывает споры современных исследователей на предмет архитектурной школы, аналогов нет. "Колоколня каменная шатровая, на кладовых палатах. … Поверх кладовых палат под колоколами церковь. У тое колоколни в особой палатке часы боевые укладаны заморского дела самого изрядного художества" – описывали в 1692. В 1923 верхние ярусы были взорваны. Восстановили в 2000-2002 по описаниям, обмерам и фотографиям.
На фото начала 20 века вид с другой стороны, как понимаю, никакого крыльца нет, зато есть те самые часы "заморского дела самого изрядного художества".
Надвратный храм Сергия Родонежского был возведен в 1670-х, в одну линию с ним, справа, корпус иконописных мастерских. С обеих сторон примыкала церковная ограда, от которой не осталось ничего.
Потому как монастырь связан с именем Романовых, к 400-летию императорского дома братия приняла решение построить церковь Николая II, Царя-страстотерпца и осуществила задуманное. Расположена она на закрытой территории, поэтому мы не видели. Чего я никогда и нигде не встречала в православных церквях – храм оборудован монашескими стасидиями — специальными стульями с высокой спинкой, откидными сидениями и высокими подлокотниками, где можно стоять, опираясь на подлокотники, полусидеть и сидеть. Облегчает братии долгие уставные службы. Интересно, где то еще есть такое же облегчение.
Все, что осталось от келейного корпуса 17 века, и похоже, его восстанавливать не собираются. Зря, место у берега очень уж приятное. Для нынешней братии построили новый.
Общее ощущение от монастыря – покой и умиротворение. Конечно, дел еще непочатый край, но справятся, не могут не справиться, такая красота должна быть восстановлена.