Найти тему

Коммуникации научного бренда университета на международном рынке

Почему важно управлять международными коммуникациями научного бренда?

Во-первых, в структуре экспорта российского образования преобладают бакалавры. Возможно, это связано с тем, что российские университеты преимущественно позиционируют на международном рынке свой образовательный потенциал, а привлекательным конкурентным преимуществом для магистрантов и докторантов является научный потенциал.

Во-вторых, Россия не входит в топ-10 стран исхода пользователей мировых научных сетей: ResearchGate, Mendeley и Academia.edu. И это говорит о том, что российские ученые недостаточно активны в их цифровых коммуникациях с международным академическим сообществом.

В-третьих, для ведущих российских университетов не характерно наложение целевой аудитории пользователей сайтов с сайтами международных научных ресурсов (что является нормой для ведущих мировых университетов). И это говорит о том, что сайтами российских университетов редко пользуется мировое академическое сообщество.

В-четвертых, публикации российских ученых читают преимущественно в России. Об этом свидетельствует аналитика ResearchGate – Россия стоит на первом месте в географической структуре исхода читателей статей российских университетов, размещенных в этой социальной сети. И при этом редко входит в топ-3 стран исхода читателей статей зарубежных университетов.

В-пятых, российские университеты в три раза уступают зарубежным по переходам на страницы сайта о науке из результатов поисковых запросов: научных подразделений, проектов, инфраструктуры и т.п. Об этом свидетельствует аналитика, выполненная с использованием инструмента конкурентной разведки SpyWords за второе полугодие 2020 года. И это снова подтверждает гипотезу о том, что научное сообщество неактивно пользуется сайтами российских университетов.

И в-шестых, Россия занимает 12-е место в мире по числу ведущих научных центров в глобальном рейтинге ThinkTanks. В 2020 году в этот рейтинг вошло 143 российских научных центра (для сравнения – 612 индийских). При этом университетские научные центры представлены в российской выборке в два раза реже, чем независимые. Методология рейтинга во многом основана на узнаваемости бренда научного центра, содержит 3 субрейтинга по интернет-присутствию и целый блок критериев веб-аналитики и медиаактивности научного центра. И это позволяет выдвинуть гипотезу о недостаточной узнаваемости научных брендов российских университетов на зарубежном рынке.

Какое место занимает научный бренд в доме брендов университета?

Как и другие виды брендов, мы можем представить научный бренд на региональном, национальном и международном уровнях. И на каждом уровне смысловое содержание бренда будет отличаться, так как за ними стоят разные целевые аудитории. Мы также можем говорить о научном бренде университета в целом, брендах научных подразделений и отдельных ученых. И чем сильнее научный бренд университета, тем большую роль в международном позиционировании играют бренды подразделений и ученых. И наоборот.

Но и научный бренд сам по себе тоже не одномерен. Научная составляющая может быть включена в корпоративный бренд университета – когда он позиционируется как ведущий научно-исследовательский центр. Образовательные бренды также могут включать научную составляющую, если проводится связь между профилями образовательных программ и уникальными областями научных компетенций.

Научный бренд сам по себе включает в себя имидж или ту историю про науку в университете, которую мы рассказываем про себя сами, и идентичность или истории про науку в университете, которые рассказывают ученые, сотрудники и студенты этого университета. В интернет-среде определяющее значение для репутации научного бренда имеет именно идентичность, основанная на научной корпоративной культуре. Такая экосистема научных брендов университета требует интегрированных маркетинговых коммуникаций.

-2

Что такое международные коммуникации научного бренда университета?

В цифровой среде мы выстраиваем маркетинговые коммуникации на разных уровнях научного бренда. Безусловно, визитной карточкой цифрового бренда университета является сайт. А для международного научного бренда – страница о науке на англоязычном сайте. Коммуникации научного бренда осуществляются через различные цифровые медиа. Эксперты выделяют 12 видов таких медиа.

На странице сайта о науке важно управлять тремя составляющими: личностью научного бренда, голосом научного бренда и контентной политикой.

Личность научного бренда в зарубежной практике часто представлена через совокупность:

- научного слогана или описания в одном предложении, цель которых вызвать эмоцию по отношению к бренду, с которой пользователь продолжит знакомиться с научным потенциалом университета;

- научной миссии и корпоративной социальной ответственности, в частности, участия ученых кампуса в преодолении последствий пандемии;

- ключевых областей научных компетенций, в которых университет обладает сравнительным преимуществом и отличается от конкурентов на мировом рынке.

Голос бренда – это про стиль изложения и язык коммуникации. Мы можем просто информировать, а можем выстраивать диалог и вовлекать в коммуникацию. Можем рассказывать про свои научные достижения, а можем – про научную корпоративную культуру и сообщество. И это определяет ассоциации целевых аудиторий с научным брендом университета.

Контентная политика – это то, о чем мы пишем на странице сайта «Наука». Обобщение зарубежной практики показало, что основными смысловыми блоками являются: ученые и научное сообщество, молодые ученые и студенческая наука, научная корпоративная культура, научные партнеры и международные коллаборации, научная инфраструктура и подразделения, библиотека, журналы и публикации, научные новости и события. Анализ российской практики показал, что российские университеты на странице англоязычного сайта о науке реже всего рассказывают про ковидную повестку, корпоративную социальную ответственность и международное научное сотрудничество.

Сравнительный анализ голоса научного бренда университета на англоязычных сайтах российских и зарубежных университетов показал, что в российской практике мы используем преимущественно информирующий стиль изложения, наши конкуренты – вовлекающий. Мы чаще позиционируем научный бренд на региональном или национальном уровнях, они – на международном или глобальном. Мы редко используем кнопки призыва к действию, они часто. Мы часто позиционируем наши research output и редко – research input, т.е. социальную ответственность. Российские университеты не часто описывают свое научное сообщество на сайтах, а если и делают это, то скорее формально. В зарубежной практике это основной элемент позиционирования, который чаще всего реализован через истории ученых. Доверие к научному бренду университета формируется не через активную саморекламу, а через интерес к потребностям ученых и общества.

Как сделать так, чтобы цифровые коммуникации международных научных брендов университетов были успешными?

Я бы выделила как минимум 5 факторов успеха.

1) Контент, который важно формировать с учетом потребностей разных целевых аудиторий. При этом контент про университет создает не только сам университет, но и его внутренние стейкхолдеры и внешние партнеры.

2) Способы коммуникации бренда: рассказываем ли мы про себя сами или рассказывают про нас?

3) Форматы: в цифровой среде сегодня конкуренция во многом происходит за счет форматов. Например, научное онлайн мероприятие с идентичным контентом будет по-разному восприниматься из видеостудии или из кухни уважаемого профессора и по-разному отразится на репутации научного бренда.

4) Стремление к выстраиванию диалога, что способствует формированию доверия по отношению к бренду.

5) Следование принципу трансмедийности, т.е. разработка разных контентных стратегий для разных цифровых каналов с учетом особенностей целевых аудиторий.