Найти тему
CatGeek

Невышедшее. Сказ о том, как отец киберпанка почти написал продолжение культовой «Иглы»

Подчас глубокие исследования такой темы, как «невышедшие фильмы» открывает перед нами крайне удивительные истории, похожие по своей кажущейся нереалистичности на чью-то фантазию на тему. Я думаю, многие из вас хоть раз в своей жизни фантазировали о том, что было бы, если тот или иной фильм снял, допустим, Дэвид Линч. Данная история, хоть на первый взгляд и похожа на подобные мечты, произошла в реальности.

В 1984-м году режиссёр Сергей Соловьёв (постановщик культового фильма «Асса») собрал во ВГИКе творческую мастерскую, состоящую исключительно из казахских студентов. Одним из них был тридцатилетний Рашид Нугманов, который, однако, ВГИК не закончит. На третьем курсе он вернулся в родную Алма-Ату на каникулы, где его поймали представители киностудии Казахфильм и предложили ему закончить застопорившийся в производстве фильм «Игла».

Нугманов согласился, но поставил несколько условий: главную роль должен был сыграть Виктор Цой, а оператором картины должен был стать брат Нугманова, Мурат. Режиссёр полностью переписал главного героя по имени Моро, добавив ему черт Джеймса Дина, Брюса Ли и свои собственные. Также он полностью отказался от почти всех возможных биографических подробностей, сделав его своеобразным «Человеком без имени».

На роль антагониста фильма Нугманов взял легендарного Петра Мамонова из не менее легендарной группы «Звуки Му», а на роль задолжавшего Моро денег Спартака — Александра Баширова. Фильм снимался не без сложностей, но всё же вполне спокойно. Хотя Нугманов полагал, что из-за грубой лексики, сцен с приёмом наркотиков и многих других спорных моментов картину в лучшем случае ждет «третья категория» (нижайшая в советском кинопроизводстве). Но неожиданно фильм вышел в широкий прокат и даже стал успешен, хотя и не фантастически (его в прокате обогнали зарубежные «Враг мой» и «Роман с камнем», а также отечественная «Интердевочка»). Но для относительно низкобюджетного, странноватого, полуартхаусного фильма успех был внушительный. Тем более для Нугманова это был дебютный фильм.

Несколькими годами ранее, на другом конце света, в одночасье проснувшийся знаменитым, отец киберпанка Уильям Гибсон в ударном темпе работал над созданием сценария третьего фильма во франшизе «Чужой». Продюсеры киносерии, Уолтер Хилл и Дэвид Гилер, хотели, чтобы Гибсон создал для них скрипт, возможно не очень складный, но при этом пестрящий новомодными киберпанковскими штуками. Сам Гибсон по итогу написал историю, в которой две могущественные мегакорпорации — капиталистическая Weyland-Yutani и социалистический Союз Прогрессивных Народов — борются друг с другом за влияние, используя ксеноморфов в качестве мощнейшего биооружия. Главными героями были капрал Хикс и андроид Бишоп, которые должны были уничтожить лаборатории по выращиванию Чужих, а Рипли большую часть фильма проводила в капсуле гиперсна. Первый вариант показался продюсерам не особо изобретательным, и они попросили Гибсона его немного подправить. Подправленная версия понравилась Гилеру и Хиллу не сильно больше, но вероятность того, что сценаристом фильма останется Гибсон всё ещё была. И тут... В Голливуде началась очередная забастовка сценаристов и работу над скриптом пришлось на какое-то время свернуть. Потом Гибсон уже был занят адаптацией своего же «Джонни-мнемоника», а сценарий третьего «Чужого» был переписан множество раз, множество раз менял концепции, а также перебрал множество постановщиков (ставить фильм мог, например, Ренни Харлин — постановщик «Скалолаза» и второго «Крепкого орешка»), пока не вышел в 1992-м году.

Зимой 1990 года Рашид Нугманов, Виктор Цой со своей подругой Натальей Разлоговой и Юрий Каспарян прибыли в США для участия в престижном фестивале независимого кино Sundance. Именно там Рашид Нугманов и ко познакомились с Уильямом Гибсоном.

К тому моменту примерный синопсис продолжения фильма «Игла» с подзаголовком «Цитадель смерти» уже был готов: Советский Союз развалился, на территории большинства бывших республик полыхает страшная гражданская война, Ленинград становится капиталистическим городом-государством, а заодно единственным поселением, из которого можно выехать за границу. Собственно, ради этого туда и приезжает Моро. По пути в аэропорт он спасает девочку по имени Алиса, и в результате оказывается втянутым в войну между бандами за контроль над городом, а затем и в противостояние заговору безумного диктатора-монархиста. Нугманов придумал даже сцену масштабной драки между бандами в зимнем парке, очень похожую на ту, что позднее снял Мартин Скорсезе в «Бандах Нью-Йорка».

Получивший в подарок от Нугманова кассету с песнями группы «Кино» Гибсон пообещал помочь со сценарием, вдохновлённый музыкой Цоя и его харизмой. Отец киберпанка придумал странного телеведущего по имени Доктор Друг с мощными вайбами Безумного Шляпника из работ Льюиса Кэролла, а также робота-паука, с атомной бомбой на борту, которую в финале фильма должен был обезвредить Моро.

Подбирать саундтрек и, разумеется, написать большую его часть, должен был сам Цой. А соавтором должен был выступить не абы кто, а сам Дэвид Бирн, фронтмен легендарной группы Talking Heads. Кстати, он также должен был сыграть того самого Доктора Друга. Говорят, что данным проектом заинтересовался аж сам Брюс Уиллис, который был большим фанатом книг Гибсона.

Продюсировать картину собирался старый голливудский волк — Эдвард Р. Прессман, ответственный за такие малоизвестные фильмы, как «Ворон», «Судья Дредд» с голливудским диктатором Сильвестром Сталлоне в главной роли и «Конан-варвар». Словом, из всего этого мог бы получиться как минимум отечественный сплав из «Шестиструнного самурая» и «Побега из Нью-Йорка» только уже в виде полноценного блокбастера, причем сразу же нацеленного на международный прокат, но увы… Виктор Цой трагически погиб в автомобильной катастрофе. И проект почти сразу потерял смысл.

Карьера Рашида Нугманова, тоже, к сожалению, сложилась не так удачно. После этого он снял кислотный вестерн «Дикий восток», вдохновлённый фильмом «Семь самураев» Акиры Куросавы с музыкантами группы «Объект Насмешек» в главных ролях. И, к сожалению, на этом всё.

Как я уже говорил множество раз в рамках данной рубрики, я бы многое отдал, чтобы посмотреть этот фильм. Можно только гадать, какой бы была карьера Цоя, если бы этот фильм вышел в международный прокат. А какой была бы карьера Нугманова, если бы фильм стал успешен? К сожалению, это вопросы, ответы на которые мы никогда не узнаем.

-2

Автор текста: Константин Черных

Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: