Третья часть рассказа о профессиональных занятиях москвичей, зафиксированных в росписном списке Москвы 1638 года. Подробнее о списке – в статье «Перепись к приходному времени или фрагменты жизни москвичей в 1638 году». Профессии расположены по алфавиту, опубликованы уже две статьи: первая – с буквы «А» по букву «З», вторая – с «И» до «К». В нынешней третьей перечислены профессии с «Л» по «Н». Цифры в скобках после именования ремесленников указывают, сколько человек того или иного ремесла зафиксировано в списке. Однако, в силу изначального замысла и сохранности росписной список охватывает не всю Москву, поэтому полагаю, что перечислены были не все профессии и не их представители. Также интересны фамилии, что произошли от названий ремесел.
Лапотник (2). Здесь род занятий очевиден. Фамилия: Лапотников.
Лесник (9). Тот, кто торговал лесом (древесиной как строительным и промышленным материалом). «Лесной сторож» в те времена назывался лесовщиком, лесовиком и иногда также лесником, а лесничий был должностным лицом, ведающим охраной лесов. Фамилия: Лесников; могла образовываться и от лесника-торговца, и от лесника-сторожа, и от прозвища Лесник, данного «лесному жителю».
Литец (2). Так в росписном списке 1638 года назван литейщик, например, «пушечный литец». Фамилия: теоретически – Литецков, Литцов, практически – Литейщиков.
Ложник (1). В росписном списке 1638 года двор «Васки ложника» упомянут среди «кузнецких дворов» одной из «Кузнецких» же слобод Москвы (оставили о себе память в топонимах). Итак, ложник – одна из специализаций оружейника, мастер по изготовлению ружейных лож. А вот ложечник – тот, кто делал ложки, но в росписном списке его нет. Фамилия: Ложников.
Лоскутник (2). Лоскутами в то время называли полосу земли, куски ткани, кожи и меха («овчинный лоскут», «лоскут сафьяна», «шелка лоскут»), пласты чего-либо («лоскут слюды», «лоскут мыла простово»). Предполагаю, что лоскутник торговал лоскутами тканей и мехов. В «Словаре русского языка XVIII века» лоскутник – «тот, кто собирает лоскутья, торгует ими, тряпичник». Фамилия: Лоскутников.
Луковник (8). Тот, кто выращивал и продавал лук. Фамилия: Луковников.
Лучник (2). Тот, кто делал луки. Фамилия: Лучников; омоним – фамилия, образованная от лучника, как стрелка из лука.
Манатейник и монатейник (2). Манатья или монатья – монашеская мантия, ряса, манатье – монашеское облачение. Так еще в древнерусском языке освоили слово «мантия» (широкое длинное одеяние в виде плаща, ниспадающего до земли), заимствованное из греческого. По росписному списку 1638 года те, кто шил манатьи-монатьи, жили в Москве рядом с Заиконоспасским монастырем и церковью Архангела Гавриила (будущей Меншиковой башней). Фамилия: Манатейников, Монатейников.
Масленик (24). Маслодел и(или) торговец маслом. Правда, трудно установить, кто в росписном списке 1638 года делал растительное масло (горчичное, конопляное, льняное, ореховое и так далее), а кто коровье. Фамилия: Маслеников.
Медник (3). Изготовитель чего-либо из меди. Фамилия: Медников.
Медовщик (9). Тот, кто делает и продает мед. Правда, трудно сказать, какой именно мед продавали медовщики из росписного списка 1638 года – пчелиный или же хмельной напиток. Фамилия: Медовщиков.
Мельник (10). Работающий на мельнице. В росписном списке упомянуты и «государевы мельники». Фамилия: Мельников.
Миндерщик (2). Миндерь или миндер – подушка, валик, набитые волосом, мочалом, ватой, обтянутые тканью или кожей и насквозь простеганные («сани, а в них под местом миндерь кожа красная»). Слово происходит от тюркского mindär – «валик, подушка». Фамилия: Миндерщиков.
Мировщик (2). Тот, кто урегулировал тяжбы примирением сторон. Не знаю, был, зарабатывал ли мировщик этим себе на жизнь, или же владел еще каким-либо ремеслом. Фамилия: Мировщиков.
Молошник (1). Он же молочник. Фамилия: Молошников, Молочников.
Москотильник, москотилник (12). Москоть, Москотилье – химические вещества (краски, клей, техническое масло, купорос, селитра, производные из нефти, аптекарские препараты) как предмет торговли. Заимствование из европейских языков, где слова восходили к латинскому muskatus – пахнущий уксусом. Москотильщик, соответственно, торговал москотильем. Прилагательное же «москательный» – позднего происхождения. Фамилия: Москотильников.
Мочильщик (1). Тот, кто занимался мочением сукон. Фамилия: Мочильщиков.
Мучник (1). Торговец мукой. Фамилия: Мучников.
Мыльник (10). Тот, кто варил мыло и (или) торговал им. Фамилия: Мыльников.
Мясник (72). Здесь род занятий очевиден. Фамилия: Мясников.
Наборщик (7). Наборщики работали на Печатном дворе. Фамилия: Наборщиков
Накрачей (3). Точно сказать, как выглядели накры на Руси XVII века, исследователи не могут.Предположительно – как небольшие парные литавры в виде горшков разного размера, на устье которых натягивалась кожа. Само слово – тюркского происхождения, инструмент же известен и в Средней Азии, и на Кавказе. Однако неизвестно, откуда конкретно накры пришли в русский обиход еще во времена царя Ивана IV Грозного. Накрачеи – те, кто играл на накрах. Они подавали сигнал войску во время боевых действий, играли во время царских свадебных церемоний и потех-концертов; позже, во времена царя Алексея Михайловича сопровождали смотры ратных людей государевых войск. Например, 1626 год, свадьба царя Михаила Федоровича Евдокией Лукьяновной Стрешневой: «А в то время, как государь пошел в мыльню, во весь день, и до вечера, и в ночи на дворце играли в сурны и в трубы и били по накрам». Накрачеи таким образом входили в разряд дворцовых слуг, и в росписном списке 1638 года два из них фигурируют как «государевы накрачеи». Интересно, что в списке упомянут «государев накрачей Федор Тютчев» – один из восемнадцати, кому в январе 1633 года сшили лазоревые кафтаны с шелковыми нашивками и вишневые шапки с собольим околом. Так решили нарядить накрачеев в штате наследника трона Алексея Михайловича, которому тогда не исполнилось еще и четырех лет. Петр I отказался от накров в придворной практике, поэтому мне сложно сказать что-либо о возможной фамилии Накрачеев, связанной с ремеслом накрачея.
Наплешный или наплечный мастер (2). Здесь интересная история. В росписном списке 1638 года про одного из двух мастеров сказано: «Изба Федки Яковлева сына, портново мастера, сказался государев наплечной мастер». В приходно-расходной книге Казенного приказа за 1614 год есть запись о присылке в мастерскую «на государев обиход» дорогих тканей, в том числе «8 аршин бархату» и о «приемке» этих тканей наплечным мастером Пятым Тимофеевым. Упоминается еще один наплечный мастер и в записи от июля 1645 года: тогда он купил «на царицыну телогрею» «испод» из «заячих черевей». Иван Егорович Забелин в книге «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» сделал интересный вывод. «Мы видели, что царицыно платье большею частью шилось из тканей довольно тяжелых, каковы были сукно и золотные и шелковые плотные, скоба-скобой, камки, атласы, бархаты и т.п. Очень понятно, что женские руки царицыных мастериц не могли хорошо управляться ни с кройкою, ни с шитьем таких портищ. Была необходима более сильная и твердая мужская рука для того, чтобы с успехом владеть ножницами, иглою и утюгом для устройства из этих толстых полотнищ целого наряда. Таким образом мы и находим в Мастерской царицыной палате не портних, а портных мужчин, которые при том пользовались почетным именем наплечных мастеров, ибо одевали царское плечо». У составителей «Словаря русского языка XI-XVIIвеков» другой взгляд на прилагательное «наплечный». В документах московской Кадашёвской слободы (дворцовая слобода, поставлявшая к царскому двору ткани») они нашли упоминания «государева столового и наплечного дела», «белой наплечной казны государева хамовного дела» и сделали вывод: наплечный относится к изготовлению белья и бельевых тканей, а наплечный мастер, соответственно, это белье делает. Поясню. Белье – это изделия из льняных тканей высшего качества, а Белая казна ведала производством и хранением белья царского обихода. Столовое белье – скатерти, полотенца, «утиральники» и пр., постельное белье – простыни, а вот порты, сорочки и пр. скорее всего и составляли «белую наплечную казну». Сопоставление цитат из относящихся к одному периоду документов Кадашёвской слободы и приходно-расходных книг Казенного приказа показывает: наплечные мастера шили не только нательное белье, но и одежду из плотных дорогих тканей, и верхнюю одежду (телогреи, например). Смею предположить, что прилагательное «наплечный» выступало в значении «личный»; то есть тот же «портновый мастер» Федка Яковлев из росписного списка 1638 года, который сказался «государевым наплечным мастером», шил для царева обихода личные вещи – одежду от белья до верхней. Казалось бы, на этом можно и закончить «расследование» о роде занятий наплечного мастера («наплешного» в московском говоре), но «Словарь русского языка XI-XVIIвеков» упоминает еще и цитату из челобитной оскольских воротников, написанной в феврале 1635 года. «Бьют челом Оскольскаго уезда воротничишка Ивашка Короткой с товарищи. Служим мы в Оскольском городе твою государеву службу в остроге, у ворот днюем и ночуем беспрестанно; и по твоему государеву указу в Оскольском городе был наплечный мастер Михалко Скапинец... и тот мастер умер, и ... государевы воеводы заставляют нас сильно винных людей кнутом бить и пытать, а мы преж сего кнутом не бивали и не пытывали ... и нынече нам от того насильства розбресться розно». И воротники просили «отставить их» от «пыточного дела» и выбрать в «наплечные мастера» кого-нибудь другого. Так по воле писавшего челобитную «заплечный мастер» превратился в «наплечного».
Ножевник (4). Тот, кто делал и точил ножи. Еще такого ремесленника называли «ножовником». В Москве есть Ножовый переулок, который в старину значился как Ножевой. Принято считать, что здесь жили как раз ножевники. Фамилия: Ножевников, Ножовников.