Найти в Дзене
λόγος φύσεως

Влияние концепции Иррационализма на современную науку

Иррационалистическая концепция познания - это неразумное, бессознательное. Научная теория появились в начале 20 века. Концепция принадлежит нерационалистическому исследованию. Начало положил Ф. Ницше, в конце 19 века, который предугадал кризис европейской культуры и указал на последствия научного исследования, суть которого лежит в утрате моральных ценностей, которые являются СОДЕРЖАНИЕМ религиозно-философского учения о нравственности: "Бог умер". На смену приходит пафос судьбы, рока, проповедь слияния иррационалистический стихийной жизни. Иррационалистическая концепция также представлена в работе Шпенглера "Закат Европы", 1 том, в 1918 г. Шпенглер понимает Всемирную культуру как душу, сплотившегося в народ коллектива людей, объединяющих его в целостность. В основе каждой из культур лежит миф, отражающий специфическое переживание трагедии жизненного порыва, так как жизнь всегда оканчивается смертью. Поэтому душе необходимо найти форму примирения с ней и придания ей смысла. Исходная позиция переживания выступает прафеноменом, прообразом, задающим специфику культуры. Культурный организм вырастает из прафеномена как растение из семян и проходит все стадии живого организма, заканчивая смертью. Срок жизни культурного организма 1000 лет, погибая культура перерождается в цивилизацию, то есть переходят от творчества к диктатуре уже ставших форм от становления к окостенению, от души к интеллекту, от деяния к работе. Всего культур 8 и одна восточно- сибирская находится в становлении. Диалог между культурами невозможен и поэтому НЕТ ЕДИНОЙ общечеловеческой ИСТОРИИ. Иррационалистические теории

появились в 19 веке, развитие получили в 20 веке, которые появились как следствие осмысления классической ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ и как наследие Просвещения, которая полна различных методологических и образных попыток пересмотров мировоззренческих представлений картины мира и искания соответствующих решений проблем культуры просветителями эпохи, но, тем не менее, главное место отводится принципу разума сущности. Потому что "мир человека, его ценностный уровень оказался противоречивым по отношению к конкретной личности, его ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ, деятельности, знаний, творчеству итд., который обозначил разрыв между самоотчуждением реального индивида и общечеловечным потоком культурного творчества, деятельности, тем самым, показал разрыв между самочувствием реального индивида и обезличенным потом культурного творчества. Кроме представлений индивидуального видения, творческой деятельности субъекта и коллективного сознания, обнаружило проблему как не совпадение социального и культурного циклов, что поставило под сомнение процесс научного исследования". Поскольку видение разума как основы культуры не оправдались и вместо него были выдвинуты другие гипотезы в рамках субъективности человека: Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер, Бергсон, в теории свободного выбора, - Сартр, Камю, Хайдеггер, в теории нерефлектированности человеком глубинных смысловых структур понимания: Леви-Строс, Барт, Фуко, Деррида, Делез. Но, если в основе культуры НЕ лежит РАЗУМ, то и познание возможно НЕ рациональным способом. Поэтому Шпенглер видел задачу для философии в постижении истории как совокупности образов культур, каждая из которых может быть постигнута физиогномически, в неакадемическом направлении исследований по анологии с живой человеческой душой. Шпенглер продолжатель традиции немецкого романтизма и ‘философии жизни’, поклонник Ницше и Гёте …Предлагает, что метод вживания, наблюдения, сравнения, в виде точной чувственной фантазии, является методом с помощью которого возможно исследование и таким образом появляется материалистическая диалектика.