Уважаемые Коллеги!
Довольно курьёзное дело № А53-294/24 было рассмотрено Арбитражным судом Ростовской области.
Суть дела: закупочная комиссия отклонила заявку участника-индивидуального предпринимателя (далее – ИП), руководствуясь сведениями о включении данного участника в Реестр недобросовестных поставщиков согласно сведениями ГИС ЕИС.
Участник пожаловался на своё отклонение в Ростовское УФАС России, которое поддержало жалобщика и признала действия комиссии по отказу в допуске незаконными.
Свою позицию УФАС обосновало тем, что заказчик неправомерно отклонил заявку участника - ИП, так как сведения о ИП включены РНП Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю 21.07.2023 ошибочно и в связи с этим исключены из реестра 24.07.2023.
В свою очередь заказчик оспорил данное решение Ростовского УФАС , сославшись на то, что комиссия руководствовалась сведениями из ГИС ЕИС о нахождении в РНП и запись об исключении ИП из РНП появилась после проведения аукциона.
Отменяя решение Ростовского УФАС России, Арбитражный суд Ростовской области указал следующее.
По состоянию на 21 сентября 2023 г. интерфейс реестровой записи № 23005835 (скриншот прилагается) содержал следующие данные:
1) номер реестровой записи - № 23005835;
2) наименование (ФИО) недобросовестного поставщика - Сафазада Рафи Мохаммад;
3) ИНН (аналог ИНН) - 263400232887;
4) номер реестровой записи в ЕРУЗ -19277065;
5) Включено - 21.07.2023;
6) Обновлено - 21.07.2023:
7) Планируемая дата исключения - 27.07.2025.
Учитывая, что на момент проведения электронного аукциона дата обновления реестровой записи № 23005835 указана как 21 июля 2023 г., то есть раньше планируемой даты исключения - 27 июля 2025 г., основания сомневаться в подлинности данных о планируемой дате исключения - 27 июля 2025 г. при рассмотрении заявки указанного участника у комиссии Заказчика отсутствовали.
Таким образом, отказывая в допуске заявки участника ИП комиссия Заказчика действовала добросовестно и исходила из принципа достоверности сведений официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.
Из скриншота по состоянию на 21 сентября 2023 г. также видно, что напротив номера реестровой записи № 23005835 указано слово «РАЗМЕЩЕНО».
Вместе с тем, скриншот реестровой записи № 23005835 по состоянию на 19 ноября 2023 г. (прилагается) напротив номера реестровой записи уже содержит слово «ИСКЛЮЧЕНО», а также дата исключения - «24.07.2023» вместо «27.07.2025». При этом, и на скриншоте от 28 сентября 2023 г., и на скриншоте от 19 ноября 2023 г. дата обновления реестровой записи указана «21.07.2023».
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о некорректных сведениях в указанной реестровой записи и подтверждают нарушение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю пункта 19 Правил ведения РНП, согласно которому в случае выявления в реестре технической ошибки орган контроля, включивший информацию об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, не позднее трех рабочих дней со дня такого выявления вносит с использованием единой информационной системы в реестровую запись изменения, обеспечивающие исправление технической ошибки, путем формирования и подписания таких изменений усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени органа контроля.
Таким образом, нарушение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Правил ведения РНП поставило комиссию Заказчика в заведомо неразрешимую ситуацию, когда при наличии в реестровой записи РНП противоречащей друг другу информации, любое решение (об отклонении заявки либо о ее допуске) не соответствовало бы части 1 статьи 27 Федеральному закону № 44-ФЗ.
УФАС по Ставропольскому краю в письменных пояснениях указало, что Решением от 20.07.2023 года по делу № 026/10/104-1533/2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок принято решение сведения в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Вместе с тем, 21.07.2023 года в ЕИС ошибочно опубликована информация о включении ИП в указанный реестр (реестровая запись № 23005835).
При этом, из представленных доказательств следует, что утверждение УФАС по СК о том, что 24.07.2023 года сведения в отношении ИП Сафазада P.M. исключены из РНП., не означает то, что в реестровую запись внесены корректные данные. Фактически данные скорректированы были позднее аукциона.
При этом заказчиком представлены суду доказательства наличия некорректной информации в РНП в отношении ИП вплоть до 19.11.2023, т.е. позже периода рассмотрения заявок, поступивших от участников электронного аукциона. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами страницы РНП по состоянию на 28.09.2023 и на 19.11.2023, так и письмом заместителя руководителя Федерального казначейства, согласно которому указано, что по вопросу некорректно указанной даты обновления информации в рамках реестровой записи № 230005835 СТП ЕИС в настоящее время проводятся мероприятия по корректировке соответствующей даты. 19.11.2023 статус «Размещено» изменен на «Исключено» в связи с проведением СТП ЕИС работ по актуализации информации, размещенной в РНП.
В соответствии с Правилами ведения РНП орган контроля (в данном случае УФАС по СК) является единственным органом, обеспечивающим внесение корректных сведений в РНП, т.е. отвечающим за организацию ведения РНП, в том числе их оперативного обновления либо изменения в установленных случаях.
Из решения УФАС от 29.09.2023, а так же из представленного в материалы судебного дела отзыва следует, что антимонопольный орган возлагает бремя ответственности за наличие некорректных сведений в РНП непосредственно на заказчика.
Указанный подход не соответствующим Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как было отмечено ранее, заказчик отказывая в допуске заявки участника ИП (идентификационный номер 61) действовало добросовестно и исходило из принципа достоверности сведений официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, т.е. из принципов открытости и прозрачности информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе.
При этом суд считает, что вышеназванными нормами не предусмотрено, что заказчик должен предпринимать какие либо дополнительные действия для проверки размещенной информации.
При этом, исходя из принципа в соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе, согласно которому информация, размещаемая в ЕИС должна быть полной и достоверной, ссылка УФАС на необходимость обращения в службу технической поддержки ЕИС для приведения размещенной информации в актуальное состояние не означает, что не совершение указанных действий заказчиком при отсутствии оснований сомневаться в достоверности информации из ЕАИС является его не добросовестным поведением.
Кроме того, из отзыва УФАС не возможно установить в силу каких положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок необходимость обращения в службу технической поддержки ЕИС возлагается непосредственно на заказчика, а не на контрольный орган в соответствии с Правилами ведения РНП.
Авторский комментарий В.В. Дона: О, эта чудесная ГИС ЕИС, которая искажает не только данные об адресах юридических лиц- участников закупок (см., например, материал: ВАЖНО: ГИС ЕИС сделало зарегистрированным в ней участникам-юрлицам «обрезание», в результате которого все их заявки подлежат отклонению), но и включает их РНП.
Источник: решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.06.2024 г. по делу № А53-294/24
Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401, dir@baltictender.ru
P.S.: А если Вы ещё не в отпуске и хотите узнать больше о "чудесах" ГИС ЕИС, нашего законодательства и правоприменительной практики, то Вы можете в любой удобной день в течение года приехать в командировку на обучение закупкам (223-ФЗ, 44-ФЗ) в Калининград. Побережье Балтийского моря, пески Куршской косы, очаровательный Калининград и курортные города, их уютные улицы и старинная архитектура зарядят Вас отличным настроением и создадут идеальные условия для плодотворной учёбы. Подробности см. по ссылке.