Однажды император Ли Юй (династия Южная Тан, X в.) дал придворному художнику Гу Хунчжуну необычное задание: шпионить за хорошо известным министром двора – Хань Сицзай. Он достиг высокого ранга и окружил себя достойными знакомыми. Он наслаждался блестящей карьерой, но приобрел дурную репутацию в придворных кругах из-за диких вечеринок, ночных дебошей и своей одержимости красивыми поющими девушками. После наблюдения за одним из ночных банкетов министра, Гу отразил свои впечатления на шелковом горизонтальном свитке длиной более трех метров, который разворачивали на столе между руками зрителя.
В пяти сценах, которые обычно рассматриваются справа налево, изображены несколько моментов вечера, не обязательно в хронологическом порядке.
Художник изобразил министра (персонаж в высокой шляпе), сидящего на черном диване и слушающего игру на пипе…
…наблюдающим за танцорами …
… расслабляющимся в обществе трех дам…
…провожающим гостей.
Иногда Хан сидит на платформах, чтобы показать свою роль ведущего, в то время как в других случаях мы видим диваны, заваленные смятым постельным бельем, что наводит на мысль об эротическом разгуле.
На это же намекает и другая сцена: один гость играет на трещотке, а другой поворачивает голову к молодой женщине, которая показывает неприличный жест.
Такие вечеринки противоречили конфуцианской придворной культуре, в которой ценились строгость, приличие и порядок.
Даже император династии Цин (1644-1912 гг.) - Цяньлун, оценив мастерство Гу Хунчжуна, отметил, что министр сделал себя посмешищем в истории, и поэтому картина послужит предупреждением против неподобающего поведения.
Пародируя свиток Гу, современный китайский фотохудожник Ван Цинсон создал 9-метровые фотообои "Ночные кутежи Лао Ли".
Он заменил Хань Сицзая редактором одного из официальных журналов, который жил богемной жизнью ночного Пекина и был отстранен от должности в 1989 году.
Источники информации
Kristen Loring Brennan. Gu Hongzhong, The Night Revels of Han Xizai, handscroll.