Найти тему
Аркив

Пугающие тайны 3 картин

Специально для вас составил рандомную подборку из трёх полотен и сопроводил их краткими заметками о жутких интерпретациях и слухах, окружающих эти картины.

Без лишних слов. Первый лот.

Сидней Курноу Воспер. «Салем» (1908, Художественная галерея леди Левер в Порт-Санлайт, Англия)
Сидней Курноу Воспер. «Салем» (1908, Художественная галерея леди Левер в Порт-Санлайт, Англия)

1. Видите лицо сатаны? — А оно там есть)

Хотя на первый взгляд — ничем не примечательная сцена. Рядовая часовня, утренняя служба, пожилая женщина проходит к своему месту… На деле же всё не так просто. Прихожане уже собрались, кто-то погружён в молитвы, а на часах — без трёх минут десять. Поэтому женщина явно опаздывает и делает это не случайно. Создаётся впечатление, что она привлекает к себе внимание: на ней пёстрая дорогая шаль, контрастирующая со скромной одеждой остальных.

И если всё так, то милая жанровая сценка Воспера превращается в критику тщеславия, как бы напоминая, что внешнее — это внешнее, а дьявол в деталях. Как и его лицо)

Если найдёте, отпишитесь в комментах)

Антонелло да Мессина. «Портрет неизвестного» (ок. 1465 г, музей Мандралиска в Чефалу, Италия)
Антонелло да Мессина. «Портрет неизвестного» (ок. 1465 г, музей Мандралиска в Чефалу, Италия)

2. Самый жуткий портрет из тех, что мне доводилось видеть, и самая пронзительная вещь в музее Мандралиска в Чефалу.

В лучших традициях Раннего Возрождения. Но эта жадная ухмылка и сверлящие глаза… Пока спину рассекает холод, а ноги готовятся бежать, в голове всплывают сцены с фамильными галереями и портретами безумцев из поздних рассказов Вальтера Скотта.

Кстати. Обратите внимание на безобразные глубокие царапины. Говорят, когда-то их сделала дочь одного из первых владельцев картины: ей казалось, что неизвестный на портрете следит за ней.

Якопо Бассано. «Две охотничьи собаки, привязанные к пню» (1550 г, Лувр, Париж)
Якопо Бассано. «Две охотничьи собаки, привязанные к пню» (1550 г, Лувр, Париж)

3. Окажись вы в Лувре, остановились бы у этой картины? Думаю, нет. Собственно, как и я.

Тем не менее. Вещь занимательная. Её автор — Якопо Бассано, представитель венецианской школы живописи, современник Веронезе, любитель контрастных цветов, возвышенных библейских сюжетов, сельской бытовухи… и собак.

В его интерпретации Нового Завета псы всех мастей и поз буквально сопровождали Христа. Но нет, никакой особой нежности к братьям меньшим Бассано не испытывал. Просто он активно заимствовал устаревшие традиции живописи. А пёс — важный для Средних веков символ смерти. У каждого она своя, и, как преданное четвероногое, терпеливо ожидает человека.

И да, регулярные средневековые эпидемии и жуткие картины бездомных стай, лязгающих зубами в поисках падали.

Вот и получается, что привязанные к дереву и ожидающие невесть чего псы с картины Бассано на самом деле ждут вас.

Memento mori.

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!