Найти тему

Поезда, которые имели начальной / конечной станцией Верхнекамскую

Благодаря читателям канала, открываются всё новые и новые направления. Вот и в комментариях к одной публикации про поезда по Уралу, появился еще один поезд, который имел начальной станцией Верхнекамскую. А на поверку это оказался не один поезд, а несколько.

Верхнекамская - это начальная станция знаменитой Гайно-Кайской железной дороги. Эту магистраль было бесполезно искать в атласах железных дорог СССР. А всё потому, что относилась она фактически к МВД / НКВД, являясь основной транспортной артерией для ВятЛага. А вот до самой Верхнекамской была не только отдельная железная дорога, но по ней ходили даже поезда дальнего следования, о которых я сегодня и предлагаю поговорить. Но сначала еще пара слов о самой станции / поселке. Поселок, кстати, имеет другое название - Рудничный. Пошло оно от того, что в начале ХХ века здесь начали разрабатывать месторождения фосфоритной руды (станция Фосфоритная нам еще встретится). Постепенно население поселка увеличивалось, а соответственно встала проблема связи с ним. Вот тогда со станции Яр и решили проложить отдельную железнодорожную ветку в эти края. Расстояние от Яра до Верхнекамской чуть менее 180 км. А от Кирова / Вятки - около 350 км. В 30-е годы железная дорога уже работала. Тогда и Рудничный стал поселком городского типа. Максимальной численность населения здесь была более 7,5 тыс. чел. - 1989 год. Ну а затем начала неуклонно снижаться, сократившись уже в три раза с тех пор.

ВятЛаг же существовал на протяжении десятилетий. Содержались здесь и военнопленные. В поселке есть даже вот такой памятник:

Памятник умершим военнопленным. Фото Google.Earth
Памятник умершим военнопленным. Фото Google.Earth

Ну а станция также имеет достопримечательность, которая привлекает сюда множество ценителей железных дорог. Вроде как рядом с ее южной границей на стыке двух железных дорог располагается семафор. Причем действующий. Может быть сейчас и заменили его на нечто более современное, но во многих источниках в сети этот объект позиционируется как главная точка притяжения в поселке.

Семафор у границы ст. Верхнекамская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Семафор у границы ст. Верхнекамская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а совсем уже для любителей экзотики в этих краях могут предложить и вот такие виды:

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, уже в 1961 году ходил поезд № 61/62 сообщением Киров - Верхнекамская. Наибольший интерес для нас будет представлять участок как раз Верхнекамская - Яр, поскольку маршрут от Яра до Кирова был у нас уже несколько раз.

С Верхнекамской поезд отправлялся в 20:00 по московскому времени и следовал в направлении станции Фосфоритная.

В сторону Фосфоритной. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
В сторону Фосфоритной. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и еще вид у железной дороги немного южнее в районе деревни Тихово, которая ныне вообще не существует.

Железная дорога у Тихово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Железная дорога у Тихово. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На станции Фосфоритная поезд оказывался в 20:35. Это 35 минут на 13 км! Самого поселка в наши дни уже тоже нет. Всегда так тоскливо становится, когда видишь такой пейзаж:

Фосфоритная. Фото из Google.Earth
Фосфоритная. Фото из Google.Earth

А вот и мост через одну из местных речек:

Мост южнее Фосфоритной. Google.Earth
Мост южнее Фосфоритной. Google.Earth

Далее в наши дни располагается поселок Светлополянск, но в 1961 году его и вовсе еще не было на карте. Поселок знаменит тем, что от него расходится несколько торфовозных узкоколейный железных дорог. Некоторые фотографии смотрятся прямо жутковато. Но дороги вроде как до сих пор активно используются:

Светлополянск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Светлополянск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А еще через несколько километров у нас будет город Кирс. Правда, в 1961 году он был еще поселком. Статус города получил в 1965 году. Но вы посмотрите, какой здесь сохранился шедевр архитектурного зодчества:

Кирс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кирс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Когда здесь проживало более 14 тыс. чел. В наши дни - 8,5 тыс. чел. Вот всегда смотришь на эти цифры, и хочется перефразировать авиаконструктора из современного фильма "Экипаж": патриотизм - это когда не бла-бла-бла, а когда люди у вас в стране из малых городов не уезжают. Ну реально же катастрофическая ситуация в них складывается. В два, а то и три раза сократилось население за 30 лет.

Есть в городе и еще одна достопримечательность - аллея лип и лиственниц, которые были посажены в 1861 году после отмены крепостного права. Ну и огромные пруды, вода из которых бралась для нужд местных железоделательных заводов.

Кирсовский пруд. Фото Google.Earth
Кирсовский пруд. Фото Google.Earth

В общем, на станцию в современном Кирсе поезд прибывал в 21;40. А еще через 16 минут была станция с интересным названием Гарь. А на небольшом удалении от железной дороги здесь уже вовсю петляет река Вятка.

Вятка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вятка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше уже станция Пещера. Причем откуда пошло такое название, я так и не понял. По основной версии потому, что поселок находился в низине, как будто в пещере. Но как-то это не очень правдоподобно.

А далее поезд на станцию Котчиха, которая возникла при строительстве это железнодорожной ветки. Привезли же сюда раскулаченных в годы коллективизации.

Ну а дальше уже поселок Песковка, в котором расположена станция Шлаковая.

Песковка. Google.Earth
Песковка. Google.Earth

Итого 71 км ровно за 3 часа.

Далее будет небольшая станция Лесные Поляны. И везде практически от всех более-менее крупных станций веером расходятся железные дороги. В том числе узкоколейные.

Лесные Поляны. Фото из Google.Earth
Лесные Поляны. Фото из Google.Earth

А вот далее будет очень интересный поселок - Метрострой. Здесь было лесное хозяйство, принадлежавшее московскому метрополитену. Отсюда и название.

Еще южнее поселок Белореченск, в котором располагается станция Озерница-Кировская. Вот такой там вокзал, если верить Google.Earth

Вокзал в Белореченске. Фото Google.Earth
Вокзал в Белореченске. Фото Google.Earth

Ну а дальше город Омутнинск и станция Стальная. На реке Омутной, конечно.

Станция Стальная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Стальная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А затем остается последний участок до станции Яр. Сюда поезд прибывал в 03:24, после чего отправлялся уже в сторону Кирова (через 16 минут, за которые, видимо, успевали развернуть состав в другую сторону). В Кирове он оказывался в 08:40. Итого время в пути 12 часов 40 минут.

Ну а в 1969 году уже не один поезд, а аж два. Один по всё тому же маршруту Киров - Верхнекамская. А вот второй - Пинюг - Верхнекамская. Пинюг - это еще один поселок в Кировской области. И еще один момент. Поезда указываются как Пинюг - Верхнекамская - Лесная. Время в пути сократили. Теперь это около 10,5 часов. Так они до Лесной и значатся все. Но Верхнекамская всегда выделяется отдельным пунктом в маршруте следования. В 1995 году поезда значатся только как поезда с Лесной, а в 2004 году - только как с Верхнекамской. Причем поезд ходил не только до Кирова, но и до Яра.

А в 2024 году здесь уже лишь пригородное сообщение. Причем поезд уходит из Верхнекамской в ночь, а время в пути до Кирова - 9 часов 50 минут. А в отдельные дни и на Яр пригородный поезд есть. Время в пути около 6 часов.

Вот такая история пассажирского сообщения с Верхнекамской. Спасибо, что читаете!