В учебниках по анатомии всегда почему-то рассматривается человек или животное, а гитара – нет. Очень зря, ведь гитара тоже имеет свою анатомию, свой богатый и скрытый от простых людей мир.
Сегодняшняя статья поможет заполнить пробелы в знаниях. Вы узнаете, зачем гитаре розетка и зачем гитарные мастера разбрасывали свои мозги.
В первой части анатомии акустического гитарного корпуса мы узнали, что он состоит из верхней и нижней дек и обечайки. Но на верхней деке находится много всего интересного. И начнём мы с самой громкой части акустической гитары, которая называется…
Голосник
Как было сказано в самой первой статье, основной функцией этого резонаторного отверстия является поглощение медиаторов, носков, волос и пыли внутрь гитары. Но на самом деле всё гораздо сложнее.
Технически, голосник является резонаторным отверстием, из которого выходит звук гитары. От его размеров в определённой степени зависит, насколько громким может быть инструмент.
Дабы это проверить, достаточно закрыть голосник супрессором (сурдиной). Звук моментально станет тише и потеряет нижние частоты.
Для гитаристов важно слышать себя и знать, как звучит инструмент, однако резонатор смотрит не на гитариста, а от него. Это значит, что музыкант не слышит все частоты гитары в той же степени, в какой их слышит слушатель. В таком случае возникает вопрос: а как можно более-менее услышать весь спектр звуков своей гитары?
Первый вариант заключается в походе на студию звукозаписи. Дорогим микрофоном «снимется» звук гитары, а запись любезно предоставится гитаристу. Метод надёжный, но дорогой. Да и не в каждом городе есть такая студия.
Второй вариант – купить гитару, у которой есть голосник в обечайке. Такой инструмент и выглядит хорошо и можно услышать «голос» гитары, не прибегая к походам в студию. Метод надёжный, но обойдётся ещё дороже: зачастую такие гитары являются «мастеровыми» и делаются на заказ.
Третий вариант – попросить своего лучшего друга сыграть «Батарейку». Сесть напротив него и вкусить всю тембральную палитру своего инструмента. Метод дешёвый и надёжный, как швейцарские часы. Из минусов – вам придётся слушать «Батарейку».
Голосники могут располагаться на разных частях верхней деки, но цель их всегда одна: дать гитаре максимально хороший звук.
Розетка
Вы когда-нибудь задумывались, почему красивое обрамление голосника называется розеткой? В неё ведь не вставляют вилки, правда?
На самом деле, розеткой этот красивый элемент называется не из-за схожести с электрическим «гнездом». Дело в том, что с древних времён люди украшали изделия из камня, кости, дерева и других материалов всевозможными рисунками, в том числе и изображениями цветков. Ещё в средние века голосники на лютне выглядели не просто как круглые отверстия, а как рисунок розы.
В XVI веке испанские лютье начали массово украшать свои гитары резными, либо сделанными из бумаги или пергамента трёхмерными изображениями роз. А в следующем веке в моду вошёл перламутр. В XIX веке, когда гитара начала приобретать всё большую популярность, играть на ней стали люди не только из высших сословий.
Это привело к тому, что гитары стали делать более дешёвыми, а розетки стали делать в виде обычных колец, врезанных в дерево.
Сегодня розетки любых расцветок и рисунков можно купить на Aliexpress, но на дорогих гитарах, сделанных мастерами вручную, розетка обязательно будет собрана своими руками.
Пикгард
Как его только не называют: пикгУард, пикгВард, пикгад, пикгУад, пикгард…
С точки зрения филологии, последний вариант является наиболее правильным для английского слова Pickguard. Если дословно переводить это слово на русский язык, то получится «медиаторозащита». Но мы будем людьми умными и назовём эту часть гитарного корпуса просто накладкой.
Появились эти накладки недавно, в XIX веке во Франции. Примерно в середине века на сцене вовсю блистал гитарист-виртуоз Наполеон Кост. При игре правой рукой он делал упор мизинцем в верхнюю деку, отчего на той постоянно стирался шеллак. В итоге Косту пришлось обратиться к именитому мастеру Лакоту.
Главный лютье Парижа Рене Франсуа Лакот (1785–1855) решил проблему Наполеона Коста, прикрепив к деке маленькую кленовую пластину.
Когда гитары Лакота попали в Испанию, местные мастера оценили идею своего французского коллеги и начали оснащать свои гитары подобными накладками, получившими название гольпеадор.
Армрест
Подручник или подлокотник, получивший своё название благодаря английскому Armrest, сегодня встретишь нечасто. А зря.
Корпус акустической гитары, в отличии от полуакустической или электрогитары, имеет большую толщину, а места соединения обечайки и обеих дек – прямой угол. При долгой игре (особенно, если играть без рукавов) эти углы начинают впиваться в руку.
Гитара страдает не меньше своего хозяина: потная, трясущаяся при игре рука паркинсоника гитариста даёт нагрузку как на окантовку гитары, так и на верхнюю деку.
Гитарным мастерам пришлось пораскинуть мозгами. Потом отскрести их от стен мастерской и собрать воедино. После повторения процедуры энного количества раз, было решено закруглить корпус инструмента там, где лежит рука гитариста.
Сегодня существует два вида подлокотников.
Первый вид представляет собой накладку из дерева, которая крепится либо к верхней деке, либо к деке и обечайке. Такие армресты можно купить в интернете и крепить их самому, предварительно сняв лак с деки в месте склейки. Идеально!
Второй вид – это скос на стыке верхней деки и обечайки, который делается при производстве гитары.
Оба варианта придают акустической гитаре красивый вид, защищают гитару от рук хозяев и позволяют комфортно играть на протяжении целых часов. Красота, да и только.
Подставка
Подставка, она же струнодержатель на гитаре – место крайне интересное и сложное. С одной стороны, она просто регулирует высотку струн над корпусом и грифом, а с другой…
Струнодержатели существуют столько же, сколько существуют струнные инструменты. Если посмотреть на домры, мандолины или скрипичные инструменты - можно заметить, что струны крепятся либо на обечайке (при помощи «колышков»), либо при помощи петли с пуговицей, которая тоже крепится к… обечайке. А что насчёт струнодержателя?
У таких инструментов подставка не закреплена на корпусе и держится исключительно за счёт натяжения струн и силы трения. Её можно двигать в любую сторону: двигая вдоль струн можно изменять мензуру инструмента и совмещает она в себе функции непосредственно струнодержателя и нижнего порожка.
Мензура – это расстояние между верхним и нижним порожком инструмента. Её длина в два раза превышает расстояние между верхним порожком и 12 ладом.
У классических и акустических гитар струнодержатель устроен по-другому. Сделанный из твёрдых и/или прочных пород дерева, он приклеивается, а иногда и «прибалчивается» к верхней деке. Функции у него аж три (и все важные):
- передавать колебания от струн к корпусу;
- нести на себе нижний порожек, а значит отвечать за высоту струн и за мензуру;
- держать струны в месте их крепления.
В следующей статье мы поговорим о лако-красочном покрытии гитар.