Корпус акустической гитары - уникальная вещь. Только она создана для разбивания сцены, голов слушателей и вешания наклеек... ах да, из неё же выходит звук!
В прошлых статьях мы рассмотрели общее строение гитарных грифов. Пришла очередь обозревать гитарный корпус. И начнём мы с внешнего осмотра.
Верхняя дека
Верхняя дека – это лицо гитары. Именно на неё падает человеческий взгляд, как только он видит инструмент. И независимо от типа инструмента гитары, будь то акустическая, электро- или бас-гитара, внешний вид верхней деки имеет очень важное значение. По внешнему виду можно определить статус и состояние владельца и его отношение к своей струнно-колковой пассии.
Есть два основных вида дек, сделанных из дерева: «массив» и «ламинат». Массив представляет собой деку, сделанную из одного цельного куска дерева. Сейчас именитые производители делают деки следующим образом: один толстый кусок дерева распиливается на два тонких. Тонкие куски склеивают друг с другом по торцу и в итоге получается красивый симметричный рисунок.
Ламинированное же дерево – это сэндвич из нескольких слоёв (а иногда и сортов) древесины, соединенный при помощи давления, высокой температуры и клея. У ламината есть ещё одна вариация, именуемая шпоном. В нашем случае, шпон – это всего лишь верхний слой, сделанный из самого красивого рисунка дерева и служит он для облагораживания даже самой дешёвой гитары, сделанной из туалетной бумаги.
Гитары из массива обычно дороже своих «бутербродных» собратьев, однако они более восприимчивы к перепадам температуры и влажности: недостаток влажности приводит к трещинам, поэтому лучше прикупить увлажнитель воздуха. И вообще, хранить гитару в чехле и ухаживать за ней чаще, чем раз в год.
Обечайка и задняя дека – это «стены и пол» гитарного корпуса.
Обечайка – одна из самых сложных в плане изготовления частей корпуса, ведь чтобы согнуть тонкое дерево и не сломать его, нужно сначала хорошенько распарить, а затем под давлением придать правильную форму. И ладно бы всегда можно было сделать одну форму и с ней работать, давным-давно кто-то придумал катэвэй (англ. cut away).
Катэвэй – это вырез на нижней части деки, сделанный для лучшего доступа пальцев гитариста к верхним ладам гитары (не всё же время играть три блатных аккорда, ну). В случае с катэвэем гитарному мастеру (лютье) приходится вторую часть обечайки делать на другой пресс-форме.
Нижняя дека в основном делается из того же материала, что и обечайка. Технология её изготовления в целом соответствует таковой для верхней деки, однако нельзя не заметить, что на дорогих гитарах из массива место склейки половинок фрезеруется и оформляется окантовкой в виде тонких красивых полос.
В семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века в моду начали входить электроакустические гитары фирм Tornado by Morris и Ovation, у которых обечайка и нижняя дека делались одним куском из… пластмассы (естественно, армированной внутри). Увы, из моды они вышли так же быстро, как и вошли, хотя Ovation производит такие гитары до сих пор.
Материал
Материал для изготовления акустической гитары – это одна из самых главных характеристик на нынешнем рынке. Но начнём с дерева.
Дерево.
Для верхней деки каноничным считается использование ели (ёлки, йолки), кедра или красного дерева (краснухи/махогани).
Ситхинская (ситская) ель делает звук звонким и чётким, даёт хорошую читаемость каждой ноте. Ель Энгельмана даёт более мягкий звук и используется для гитар средней ценовой категории. Красная ель – самая дорогая и самая редкая, помимо хорошей чёткости даёт бОльшую глубину звучания. Как говорят сторожилы, со временем гитары из йолки начинают давать лучший звук по сравнению с новыми.
Кедр – это тот товарищ, который не изменяет себе и даёт одинаковый звук хоть в первый день игры, хоть через тысячу лет. Он даёт гитаре более мягкий звук, не погружая её в глухоту.
Красное дерево, как и хорошее красное вино, даёт нам чувство дороговизны. А вот гитаре оно даёт мягкие верхние частоты и хорошую «середину». Главный минус гитар из «краснухи» – их капризность из-за температуры и влажности по сравнению с остальными.
Клён – это выбор любителей ярких звуков, прорезающих микс словно гром среди ясного неба. А ещё он даёт очень красивый рисунок.
Палисандр – дико дорогое дерево, сейчас является редкостью из-за нахождения под угрозой уничтожения (см. договор CITES). Придаёт мягкое звучание гитаре.
Коа – экзотический сорт дерева, пришедший к нам с Гавайев. Собственно, изначально из него делались банджо и традиционные укулеле, ведь коа даёт слабые низы, но средние и высокие частоты на высоте.
Кокоболо – ещё один экзотический представитель, яркости от которого гитара вряд ли получит. К тому же, сама древесина очень маслянистая и клеится плохо.
Дао – дерево, не имеющее ничего общего с даосизмом, хотя тоже родом из Китая. Тёмный цвет и «тёмное» звучание, наполненное низкими и средними частотами, являются самыми характерными особенностями этого вида.
Ясень – дерево, которое имеет не такой экзотический тёмный, а «наш» приятный цвет и яркий звук в районе нижних и верхних частот.
Металл
Во времена Советского Союза было построено немало интересных гитар, в том числе и акустическая гитара из алюминия. Производилось сие творение на Житомирской фабрике музыкальных инструментов и судя по нынешним продажам в интернете, инструмент был довольно массовым. По центру «верхней деки» в районе подставки располагалась большая буква «Ж», которая называла город производства, а не общее состояние гитары.
Карбон. Он же углепластик.
Гитары из углепластика встретишь нечасто, хотя компании Rainsong, Emerald, Journey Instruments и Lava Music выпускают как полностью карбоновые гитары, так и карбоново-деревянные; при производстве последних, карбон используется в качестве отделки. Весят инструменты мало, на перепады температур и влажности реагируют намного меньше деревянных собратьев. Если верить интернетам, звучат такие гитарки громче и ярче, чем гитары из дерева.
Если вам нравится контент - будьте добры поставить лайк (сделать это можно, даже если у вас нет аккаунта в Yandex) и подписаться на мой канал.
Дальше - больше!