Найти тему

Влияние цифровых технологий на деятельность педагогов образовательных организаций

Источник: фото с сайта МГПУ
Источник: фото с сайта МГПУ

Современные условия предъявляют особые требования к организации деятельности общеобразовательных организаций. Одним из данных требований является внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Однако данный вопрос является дискуссионным, так как рядом исследователей высказываются недостатки при использовании цифровых технологий в деятельности образовательных организаций, которые и обуславливают проблему исследования. По нашему мнению, при грамотной реализации образовательного процесса и учете особенностей и запроса образовательных организаций цифровые технологии способствуют повышению эффективности деятельности образовательных учреждений.

Цифровые технологии являются компонентой цифровой образовательной среды, которая должна состоять из целей и задач, включать программно-методическое обеспечение, обеспечивать взаимодействие субъектов образовательного процесса и, конечно, располагать материально-техническими и кадровыми ресурсами, готовить которые необходимо, в том числе, через программу кадрового резерва [4].

Внедрение цифровой образовательной среды и цифровых образовательных технологий в г. Москва было связано, в первую очередь, с запросом образовательных организаций и объективными потребностями учащихся, педагогов и родителей. Реализация задач цифровизации способствовала открытости и доступности образовательного процесса, формированию единого образовательного и воспитательного пространства современной школы [7].

Успешным примером реализации цифровых технологий выступает ГБОУ «Школа № 2097». В рамках проекта «Школа старшеклассников» организовано методическое сопровождение подготовки и проведения вебинаров. В рамках проекта «Медиакласс в московской школе» был подписан договор с Институтом русского языка им. А. С. Пушкина с целью образования медиаклассов, реализации условий для осознанного выбора профессионального пути.

Посредством внедрения цифровых технологий в школах Москвы стало возможным создание равноправных условий обучения для всех категорий обучающихся, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья. Так, с помощью цифровых технологий дети с легкой степенью ДЦП могут успешно обучаться в общеобразовательной школе.

Однако организация цифровой образовательной среды потребовала от педагогов развития профессиональных компетенций. Педагогу необходимо знать новые тенденции и методики преподавания, изучать возрастные особенности современных обучающихся, также выстраивать деятельность в соответствии с современными условиями развития общества, цифровых технологий. Передача информации в современном мире может быть осуществлена посредством планшета, компьютера, проектора. На каждом этапе обучения должны решаться вопросы обучения с помощью цифровых технологий [5].

В связи с этим встает вопрос о важности формирования цифровых компетенций. Существуют разные подходы к понятию «цифровые компетенции». Согласно данным ЮНЕСКО, данные компетенции представляют собой способности использовать и управлять устройствами и приложениями [6]. По мнению Л.П. Поповой основной для формирования цифровой компетенции является критическое мышление, позволяющее анализировать информацию из различных источников и делать определенные выводы, т.е. педагог должен понимать, какую информацию можно использовать в рамках проведения того или иного занятия, организации проектной, исследовательской деятельности учащихся.

Л.К. Чеснюкова выделяет три компонента цифровой компетенции, как составляющей профессиональной компетенции педагога:

  • предметная;
  • социальная;
  • личностная [9].

Также этот автор более подробно раскрывает сущность предметного компонента цифровой компетентности: когнитивную, креативную, операционально-техническую.

При использовании цифровых технологий необходимо учитывать различные факторы, особо важными из которых являются уровень знаний учащихся, цифровые компетенции педагогов, поставленные цели обучения и доступ к технологиям [8].

При этом необходимо постоянно «подстраиваться» под современную образовательную и социальную ситуацию, учитывать целесообразность применения той или иной технологии [2].

Так, важнейшими определяющими в сфере дополнительного и основного образования детей являются: личностно-ориентированное дополнительное образование детей; проведение олимпиад для школьников и выявление, поддержка одаренных детей.

В связи с этим педагогу в современных условиях необходимо выстраивать процесс таким образом, чтобы он позволял детям сделать свободный выбор вида деятельности с детьми, создавать ситуацию успеха для детей, предоставлять широкие возможности проявления инициативы, индивидуальности и творчества.

Только в таком случае цифровые образовательные технологии будут обеспечивать индивидуальный подход, а процесс обучения с помощью цифровых технологий будет дифференцированным, менее «деперсонифицированным».

Также важно выделить основные признаки эффективной деятельности образовательных организаций в контексте цифровизации:

  • открытость и доступность;
  • активность субъектов дополнительного образования;
  • личностно-деятельностный характер воспитательного и образовательного процесса в дополнительном образовании [9].

Способом актуализации цифровых технологий является система отчета DigCompEdu, которая анализирует новейшие тенденции, формирует компетенции у педагогов, помогает в выстраивании взаимодействия педагогов с коллегами.

Ряд таких ученых, как Н.С. Крамаренко, А.Ю. Квашина, Н.Ф. Радионова, Е.В. Пискунова, В.П. Соломина отмечают необходимость выстраивания образовательного процесса с учетом цифровой трансформации и подчеркивают важность цифровых технологий в развитии профессиональной компетентности педагогов. Однако для достижения высоких образовательных результатов с целью повышения качества образования необходимо, чтобы педагоги обладали цифровой грамотностью. К цифровой грамотности относятся такие способности, как находить информацию, представлять её в различных видах с помощью средств визуализации, планировать и проводить занятия, включающих методы цифровых технологий, организовывать дистанционное обучение.

В зарубежных исследованиях представлены критерии развития цифровой грамотности педагогов: умение работать с компьютером, использовать различные медиа, понимать устройство, определять культурный контекст Интернет-среды, умение работать в режиме онлайн, использовать цифровые технологии в средствах саморазвития и развития обучающихся.

Стоит отметить, что в целом является важным, чтобы процесс использования цифровых технологий был источником развития личности учащихся и педагогов. Сущность цифровой педагогики заключается в использовании цифровых технологий с точки зрения критического подхода, что способствует формированию критического мышления, которое является важным в современном мире.

Использование цифровых технологий должно быть процессом синергичным, важно гармонично, разумно сочетать в образовательном процессе традиционные и инновационные технологии обучения и воспитания. Современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду. Цифровые технологии позволяют обеспечить формирование коммуникативных компетенций, творческие способности, навыки самостоятельной деятельности обучающихся, оптимизировать процесс обучения, осуществлять анализ динамики необходимых компетенций и обратную связь, способствовать вовлеченности учащихся в образовательную деятельность, предоставить возможности для реализации дифференцированного и индивидуального подхода, создания равноправных условий обучения.

Авторы: Александр Мозговой, к.э.н., доцент, доцент Департамента экономики и управления

Светлана Малющенко, магистрант

Источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=65641066