Найти тему
Логопед, дефектолог

Как дети сопротивляются обучению речи и как с этим работать

Обучение речи детей с серьезными нарушениями может быть сложным процессом, сопряженным с различными формами сопротивления со стороны ребенка. Важно понимать, что такое поведение является частью процесса адаптации к новым видам деятельности и требует от взрослых особого подхода и стратегии работы.

Этапы и формы сопротивления

  1. Полная погруженность в себя: На этом этапе ребенок полностью отрешается от внешних стимулов, игнорируя попытки наладить контакт. Работа начинается с занятий, которые соответствуют интересам и зоне комфорта ребенка, таких как игры или обыденные действия, позволяющие естественно привлечь внимание.
  2. Активное сопротивление: На этой стадии ребенок может кричать, плакать или пытаться убежать. Это знак того, что предыдущий этап был преодолен и ребенок начинает реагировать на внешние раздражители. Задача взрослого — создать безопасную и предсказуемую среду, демонстрируя, что занятия не представляют угрозы.
  3. Непрерывный смех: Смех во время занятий может быть признаком того, что ребенок начинает принимать ситуацию и чувствует себя более комфортно, но все еще не готов полноценно участвовать в процессе.
  4. Речевое отрицание: Первые фразы ребенка могут быть отрицательными. Этот этап демонстрирует, что речь ребенка развивается, но он использует ее для выражения несогласия. Здесь важно не вступать в конфликт, а поддерживать речевую активность, принимая его отрицания и переформулируя их в более позитивный контекст.
  5. Речевые "шутки": Когда ребенок начинает шутить, это значит, что он достиг определенного уровня владения речью и комфорта в общении. Это время для более сложных и интересных заданий, способствующих дальнейшему развитию навыков.
  6. Избегание занятий: Это может выражаться в отвлечении внимания различными способами, например, уронив что-то. Важно оставаться терпеливым и направлять внимание ребенка обратно к заданию.

Методы работы с сопротивлением

  1. Начинать с интересов ребенка: Подключение к занятиям через любимые действия или предметы помогает снизить уровень сопротивления.
  2. Структурирование занятий: Предсказуемость помогает детям чувствовать себя в безопасности и со временем принимать правила игры.
  3. Постепенное усложнение заданий: Как только ребенок начинает проявлять интерес и участие, можно постепенно увеличивать сложность заданий, поощряя его усилия.
  4. Поддержка и похвала: Необходимо поощрять любые попытки ребенка участвовать в занятиях, даже если они не идеальны. Это помогает укрепить его уверенность в своих способностях.

Заключение

Понимание и умение работать с различными формами сопротивления критически важны для успешного обучения ребенка с нарушениями речи. Каждый этап сопротивления представляет собой препятствие, которое можно преодолеть с помощью подходящих стратегий и терпения.

Пообщаться с автором – можно в Телеграм - канале, переходите по ссылке и подписывайтесь!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц