1 кризис - кризис рождения. Длится до года.
Ребёнка выталкивают из привычной среды, учат сидеть, ходить, выдавать определенные звукосочетания, чтобы его понимали. Это очень большие изменения которые требует от него среда. Изменения которые в последствии повлияют на всю его жизнь.
2 кризис - кризис трёх лет. Здесь ребёнок обнаруживает свои границы, он их нащупывает - чаще всего, конечно к родителям.
Характеристики: негативизм - ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое делают родители а на требование или просьбы взрослого.
Я сейчас протестую не на то что мы пойдём в гости, а на тот факт что, что я буду делать то, что ты мне говоришь.
Упрямство - ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он требует, чтобы с его мнением считались.
Своеволие, своенравие - все здесь.
Строптивость - я выступаю сейчас не против тебя, мама, а против системы.
3 кризис - между четырьмя и шестью годами. Когда жизнь показывает ребёнку опыт смерти. Если он с этим опытом раньше сталкивался, то он его ещё не осознавал. А к 4-6ти годам, сталкиваясь со смертью каких-то знаковых фигур он осознает, что всё может в один момент закончиться, и вот тут он начинает переживать не столько на тему своей смерти, сколько на тему смерти - мамы или другого значимого взрослого. Важно, чтобы родители показали, рассказали что произошло - нужно придать этому какую-то форму - «Бабушка сейчас она небе, на облачках, мы обязательно с ней увидимся.
4 кризис - 7ми лет - период рождения социального Я. Ребёнок сталкивается с какой-то новой внешней средой и внешними ограничениями. Что-то что вне моей власти, большая новая система, большие новые значимые взрослые, которые непосредственно влияют на мою жизнь.
Здесь происходит активное формирование самооценки.
5 кризис - с 11 до 15. Это возраст пубертата. Разрыв, расхождение, моё главное разочарование в своих значимых взрослых.
Они себя так ведут, что я наблюдаю мир, наблюдаю за значимыми взрослыми других подростков, и обнаруживаю что мои-то… не такие.
Я разочарован.
Узнали своих детей, себя? Как у вас эти кризисы прошли или проходят?
Автор: Фёдорова Светлана Александровна
Специалист (психолог), Эмотолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru