Зачем Соединённые Штаты вернулись к насаждению своих ценностей через звуковые волны
Зачем США вернулись к насаждению своих ценностей через звуковые волны
На прошлой неделе Госдепартамент анонсировал программу "Продвижения демократической музыки" совместно с ютубом. В ночь на сегодня (по Москве) Энтони Блинкен заявил, что десяток артистов, в числе которых Chuck D из Public Enemy, дед-электронщик Herbie Hancock, рэпер Armani White, Breland (даже наш душный музыкальный редактор не знает кто это), а также кантри-певица Lainey Wilson будут кататься по Австралии, Канаде, Бразилии, Франции, Индии и вашим плейлистам, и повышать популярность английского языка и США среди местного населения.
Было ли что-то подобное раньше, как работают послы демократии и при чём тут "Трансформеры", джаз и Тейлор Свифт, — погнали разбираться.
Мягкость и комфорт
Начнём с простых вещей. Музыка — самый понятный язык. Звук, который доносится из ваших колонок, скорее всего, имеет чёткую инструментальную организацию: барабаны, бас, гитара, синтезатор, скрипка и так далее. А также ритм — последовательность длительностей из чередования акцентов и пауз, которые наш мозг воспринимает как туц-туц-туц-туц. Их просто считвывать и качать головой. (Давайте сразу оговоримся, речь идёт о популярных жанрах. Джаз под определение "туц-туц-туц-туц" подходит в меньшей степени. А ещё джент, психоделик-рок, нойз-рок, прогрессив метал….. ну вы поняли. Говорим про 4/4)
Если мы можем распознать ритм и мелодию, скорее всего, мы поймём настроение песни, а значит, начнём общаться с музыкой.
А РАЗ УЖ НАЧАЛИ ОБЩАТЬСЯ, ПОРА БЫ И ПРО ДЕМОКРАТИЮ ПОГОВОРИТЬ. Но нативно.
Желание США продвигать свои идеи через ваши плейлисты, вообще, не новинка. С 1956 года Госдепартамент нанимал ведущих американских джазовых музыкантов, таких как Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон в качестве джаза". Они ездили по странам Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии и везде, куда дотягивались измазанные в соусе барбекю костлявые пальцы капитализма. Даже в Москву успели.
Всё это делалось, чтобы улучшить имидж США в глазах общественности и воспитать единомышленников для критики Советского Союза. О как заморачивались.
К слову, Армстронг поначалу отказывался участвовать в затее, потому что правительство не могло урегулировать ситуацию с расизмом и сегрегацией общества по цвету кожи на Юге страны.
Поездки "послов джаза" выглядели безобидно. Дяди прикатывали в бедный регион, раздували медь, общались с публикой, шутили про четвертьфунтовый, дарили пластинки. Сами в это время впитывали в себя особенности местной культуры.
Первым из артистов-покорителей стал трубач Диззи Гиллеспи. Во время одного из выступлений, стоя на сцене со своей фирменной изогнутой трубой в руках, он сказал:
Это моё оружие. Холодную войну мы превратим в войну прохладную.
— ЛУИС ДЭНИЕЛ АРМСТРОНГ
В этом месте "cool" меняется с "прохладный" на "крутой".
Смешанный чёрно-белый ансамбль Гиллеспи побывал в Турции, Сирии, Иране, Пакистане. Когда они были в Турции, им сообщили о штурме греческими студентами посольства США в Афинах. И Гиллеспи немедленно направили туда.
Его ансамбль выступил в университете, и те же студенты, которые недавно выкрикивали антиамериканские лозунги и забрасывали камнями здание посольства, с восторгом приветствовали американского джазмена. Ну а чё им делать, если качает.
Луи Армстронг своим выступлением остановил военные действия в Конго. В страну он попал в разгар военного переворота. Тогда арестовали первого премьер-министра страны Патриса Лумумбу, и начиналась гражданская война.
Армстронг не делал политических высказываний. Тем не менее, когда он играл в провинции Катанга, боевые действия тормознули, чтобы воюющие стороны с обеих сторон пришли и посмотрели, как он играет. Так и помирились.
Правда, многие историки предполагают, что Армстронг был прикрытием для действий ЦРУ в Конго, которое хотело свергнуть Лумумбу из-за поддержки его СССР.
Луи должны были показать в Москве, но тогда правительства двух стран не смогли договориться. Поэтому поехал Бенни Гудмен в 1962 году.
Несмотря на то что советское правительство резко критиковало джаз как жанр, у нас его любили, слушали и коллекционировали. Гудмен прибыл в столицу в худший момент отношений между Москвой и Вашингтоном на волне карибского кризиса.
Историк и искусствовед Ван Эсчен рассказывал, что когда Никита Хрущёв на приёме в посольстве США подошёл поздороваться в Гудменом, Бенни очень обрадовался и, пожимая руку лидеру СССР, воскликнул: "О, так значит вы тоже любите джаз!". Хрущёв ответил: "Нет, я люблю хорошую музыку".
Также, со слов Эсчена, если в некоторых странах, как, например, Ирак или Афганистан, на концертах рассказывали о том, что такое джаз, то в России это было не нужно. Армия поклонников жанра была столь велика, а знание столь глубоко, что ничего кроме музыки было не нужно. Поэтому наша публика пришла просто кайфануть на Красную площадь.
Во время концерта "король свинга" увидел смену караула у мавзолея. В этот момент он, попадая в такт чеканного шага, заиграл известную фольклорную мелодию Pop Goes the Weasel, которую юзали для механических игрушек, выпрыгивающих из табакерки.
После уезда Бенни, правда, гонения в сторону ломаного ритма и трубы в нашей стране усилились. Но не надолго, и об этом как-нибудь в другой раз.
“Послы джаза” как проект Госдепартамента просуществовали до 1979 года. Его закрыли без видимых причин — то ли кто-то из сенаторов призвал не транжирить государственные деньги, то ли Америка сосредоточилась на внутренних проблемах. Ну и настало время придумывать другие проекты мягкой силы.
Что за мягкая сила? Это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или выплат. А также способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия.
У штатов этой силой стала поп-культура.
Поп-хлоп
Музыка: она провозглашает демократические идеалы, для сильных и бессильных, через границы и за барьерами, а также для поколений граждан из всех слоев общества по всему миру. Сейчас Соединенные Штаты продвигают музыку благодаря государственно-частному партнёрству с американскими компаниями и некоммерческими организациями, чтобы использовать её в соответствии с текущим моментом, демонстрировать американское лидерство во всём мире и создавать связи с людьми по всему миру.
— ГОСДЕП США
Вы скажете, Mash Room, вы там совсем шизанулись? Мы ответим, это всё Госдеп. Написанное выше взято с сайта организации и любезно пропущено через переводчик, пока на фоне играет группа Styles of Beyond. Кстати, вопрос.
Кто самый преданный винтик политической повестки в США? Нет, не Канье, у него биполярка. Нет, не Imagine Dragons, они никак очередной успешный хит написать не могут. Нет, не AC/DC, они австралийцы. Есть одна кантри-дама, которая назло всем братьям-либералам оставляет один из мощнейших углеродных следов на планете…
Тейлор Свифт
Мультимиллионерша, любимица Джо Байдена и просто красивая женщина. За последние несколько лет её влияние на индустрию музыки стало так велико, что специально для феномена Свифт придумали собственный термин "свифтономика". Всему виной крайне успешный тур Eras. В августе 2023-го аналитики Bloomberg заключили, что турне Тейлор вкупе с концертами Бейонсе увеличит копилочку Штатов на 5,4$ млрд. Это около 471 814 205 400 рублей. Или 472 счастливых долгих жизни на миллион рублей в месяц. Короче, да-ху-много.
Ещё один плюс ажиотажа вокруг персоны Свифт — быстрое обнаружение проблем в сфере ИТ. В момент предпродажи билетов самый популярный американский сервис Ticketmaster повис намертво от количества желающих посетить шоу. Оказалось, серверы компании были не готовы к такому наплыву "свифтис" (так называют себя фанаты певицы). Которые помимо билетов на концерт в своём городе, покупали проходки в других городах и гонялись за Свифт, как Джек Рассел за мячиком.
Просто вдумайтесь: тур Eras помог вернуть экономику некоторых американских городов на допандемийный уровень. А трёхчасовой фильм с этим же концертом, который крутили в кинотеатрах ю, — обеспечил стабильный доход в эпоху постковидного простоя. И помог большинству удержаться на плаву.
Итого: имеется звезда мирового уровня с огромной лояльной и чуть ли не маниакальной базой поклонников. Что с ней нужно делать? Допытывать по поводу политических взглядов, естественно!
До того как признаться в своей симпатии Джо Байдену, Свифт отмалчивалась по поводу своей позиции. Из-за чего над ней даже стали шутить в сети, мол, слишком миловидная девушка может иметь свои скелеты в шкафу и тайно держаться правой повестки.
Но как только Тейлор отдала предпочтение либералам, экоактивисты в 2023 году обвинили её в загрязнении окружающей среды. Якобы дама слишком часто колесит по стране и своим туром загадила атмосферу процветающего Запада. И надо бы даму отменять. Не смогли. Звёздочку отстояли "свифтис". Бой жаб с гадюками ИРЛ.
В том же 2023-м мемы про нацизм приклеились к Канье, который в интервью ультраправому активисту и обозревателю Гэвину Макиннесу призвал евреев простить Гитлера. Но это отдельная шиза.
Кто ваш любимый супергерой?
Ладно, можете не отвечать. Потому что в 80% случаев это будет продукт американской пропаганды демократии, милитаризма и инвестиций в военную науку.
Супермена придумали во времена Великой Депрессии 30-х годов, чтобы поднять дух у безработных и отчаявшихся людей. Капитан Америка помогал детям и взрослым переживать ужасы Второй мировой. Железный Человек научил мир нормальному отношению к торговле оружием. А Человек-Паук — пережить пубертат у подростков. А это тоже важно.
Чтоб вы не чувствовали себя одинокими, редакция "Рума" тоже тащится от Человека-Паука, Бэтмена, Мстителей, Стражей галактики и всех остальных героев киновселенных Marvel и DC.
Но просто развлечения ради мы не можем вас оставить без фан фактов. Итак: вся киновселенная Marvel финансируется Пентагоном, а каждый сценарий, где фигурируют американские военные, правится неограниченное количество раз, чтобы нарисовать удовлетворительный портрет накаченных мужиков в форме. Чуть подробнее об этом можете глянуть в серии документалок Mash Paradox “Когнитивная война”.
Ровно так же работают фильмы, игры и все остальные продукты индустрии развлечений. Смотреть их мы не запрещаем — сделаны же качественно. Просто вспомните об этом при следующем просмотре / прочтении / проигрывании. Увидите картину с другой стороны.
Кстати о фильмах
Вспомним замечательную картину Майкла Бэя "Трансформеры: Месть Падших". Бэй убедил студию, что ключевые сцены "Трансформеров 2" должны быть сняты в Египте, прямо рядом с великими пирамидами в Гизе — одним из семи чудес света. Продюсеры моментально вспотели — после трагических событий 11 сентября 2001 года они как огня боялись отправлять съёмочные группы на Ближний Восток. Плюс недавно закончилась война в Ираке, отношения двух стран только приходят в норму, и рисковать совершенно не хочется.
Переговоры о съёмках шли семь месяцев. В итоге египетское правительство пошло на уступки, предоставило охрану от туристов и позволило снять нужные куски.
Если не смотрели, то, во-первых, нам не стыдно за спойлеры 15-летней давности. Во-вторых, попробуйте угадать, сколько египетских военных участвовало в одной из финальных битв. Ответ: ноль. А вот бравые американские солдаты вместе с Оптимусом Праймом и Шайей Лабафом разносили Десептиконов на куски металла только так.
Окей, есть прекрасный довод: " Чё вы докопались до фантастики?!" Базару нет. Нигде нет плашки о том, что фильм основан на реальных событиях. НО! Так и работает качественная пропаганда в поп-культуре. Нам показывают бравых солдат, которые готовы жертвовать всем ради страны, планеты, галактики, и всего остального. В бой они идут под Linkin Park, на экране Меган Фокс, взрывы, роботы, демократия. Всё ради того, чтобы даже 12-летний ребёнок понял: американские солдаты — круто! И вообще они мир спасают!
А мы с радостью жуём попкорн и хлопаем глазками.
Так как же будет работать демократическая музыка на ютубе?
Вероятнее всего, как и 70 лет назад, будут собирать группу наиболее лояльных артистов разных жанров, и в качестве гуманитарной миссии отправлять в ваши рекомендации. Даже ездить никуда не надо. Спасибо Интернету! Без него до сих пор лапти бы плели. А тут вон оно как.
Также, частично альбомы подобных исполнителей могут вернуться на наши стриминги. Но только в том случае, если лейбл даст добро. А прогнуть лейблы вроде Warner Music, Sony, Rise Records, Sumerian Records, Universal Music и всех остальных мюзик — изи. Но, вероятнее, мы продолжим покупать альбомчики Slipknot, RHCP, Tyler, the Creator, Sleep Token, Deftones, Cardi B, Bad Omens и остальных в бесплатных магазинах.
Кто в теории может занять место амбассадоров? Та же Свифт, скатившиеся в коммерцию и миролюбивость Imagine Dragons, Twenty One Pilots, которым очень надо становиться более коммерческими, Five Finger Death Punch могут вообще возглавить этот списочек. У них всё творчество можно описать одной фразой "What the fuck is the kilometer". А на обложке каждого альбома есть череп, к которому так и просится горящий мотоцикл из крутых черепов…
Ещё пару месяцев назад там же могла быть Metallica. Но их недавний перформанс с русской обложкой для шоу подпалил причинные места леволиберального комьюнити. Так что не факт.
В остальном всё будет зависеть, к какому из лейблов придут за помощью. Но не переживайте, пока наши соотечественники одинаково отрываются под Eminem’a, Кадышеву и золотые хиты вокально-инструментального ансамбля Nickelback, всё будет хорошо. Сами кого хочешь на демократию насадим. О как!