Найти в Дзене
Владимир Пискурев

ДОШКОЛЬНИКИ В ЗАЛАХ КУРСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ ИМ. А.ДЕЙНЕКИ

(интервью)

  1. В одной из своих статей Вы утверждаете, что 5-6летнего ребёнка уже можно приводить в художественный музей. Имея богатый опыт работы с дошкольниками в галерее имени Дейнеки, расскажите, как они воспринимают увиденное в музее?

Вы знаете – по-разному. Очень по-разному. Многие, впервые, увидев музейное пространство, - удивляются, восхищаются, как-то, по-своему, эмоционально реагируют, а некоторые, - воспринимают спокойно, сдержанно.

Наверное, всё зависит от личности ребёнка, его индивидуальности, его внутреннего мира. Взрослые, ведь тоже воспринимают по-разному. А дети, это - маленькие взрослые и они тоже наполнены чувствами, эмоциями, ощущениями. Реакция самая разная и её, не может не быть, потому что само содержание художественного музея, мотивирует ребёнка на ответную реакцию. И это не просто нормально, это замечательно. Искусство всегда было прерогативой эмоций. А что касается возраста, то, вот уже более двадцати лет, к нам в галерею, приходят дети из 31-го детского сада, и мы прекрасно с ними общаемся. Практика показала, что введение дошкольника в художественный музей своевременно и целесообразно.

В этом возрасте, ребёнок вполне готов воспринимать увиденное в музее.

Размышлять над ним. Готов реагировать на музейную среду и извлекать из этого пользу для себя, - как в смысле эмоциональных впечатлений, так и определённых логических умозаключений.

2. Посещение музея должно стать событием в жизни малыша. Как следует его организовать? Нужно ли предупреждать ребёнка о предстоящем походе в музей, вести его одного или в компании друзей? Нужно ли перед посещением музея показывать ему репродукции картин, которые ему предстоит увидеть и сравнить с оригиналами.

Согласен, оно действительно должно стать событием. Вспоминаю, как в 1962 году, папа впервые привёл меня, восьмилетнего, в краеведческий музей. Мне было очень интересно, и я до сих пор помню это посещение. В 10 лет, с классом, я впервые оказался в картинной галерее и это тоже, произвело на меня огромное впечатление. Это был праздник чего-то нового, доселе неизвестного и это осталось в памяти навсегда. Что касается процесса организации посещения музея, то здесь мне сложно что-либо советовать. Во всяком случае, наверное, надо как-то попытаться смотивировать ребёнка, на желание идти в музей, побудить в нём интерес к тому, что, - он, пойдёт туда, где ещё не был. Вести одного или в компании друзей? Наверное, можно и так, и этак – по - разному. Но тут, на мой взгляд, есть одна, очень важная особенность. Всё-таки, по своему духу, по своему эстетическому наполнению, художественный музей, это учреждение камерное. Эта камерность заложена в генетической природе музея, и она требует к себе особого отношения. Поэтому, может быть, в первый раз, ребёнка можно привести одного. Неспешно с ним походить, поговорить. Очень важно, уметь разговаривать с этим возрастом. Показывать ли перед этим репродукции? Можно показывать, а можно и нет.

Главное всё-таки ведь в том, что ребёнок придёт в музей и увидит ПОДЛИННИК. Увидит то, ради чего собственно и существует музей. Это самое важное.

3.Часто внимание детей в музее привлекают не сами картины, а интерьер выставочных залов, диванчики, на которых можно посидеть, скульптуры, сувенирная продукция. Как на это должны реагировать взрослые?

Это вполне нормально и естественно. Пусть смотрят, пусть реагируют. Музей это комплекс, некий универсум, там всё служит общему делу – создать максимально благоприятную атмосферу для подлинника, подчеркнуть его художественные достоинства. Картины ведь всё равно попадают в поле зрения, так что взрослым не надо бояться, если внимание ребёнка привлекло что-то иное. Это всё равно музей – интерьер музея, дух музея. Просто взрослым, наверное, и об этом надо говорить. Я вообще считаю, что главное, при общении с детьми - умение с ними разговаривать.

Имею ввиду, - способность взрослого подбирать слова, интонации, выстраивать фразы. Язык общения должен быть ребёнку понятен, интересен, доступен.

4.Как бороться с пониманием музея как застывшего « хранилища ценных картин», а искусства – как « передачи какого-то интересного факта»? Как научить ребёнка воспринимать художественный образ картины?

Вы правильно сказали – художественный образ картины. В искусстве всё образ. И Буратино тоже образ. Искусство всё мыслит образами. И любой факт, который становится достоянием искусства, тоже превращается в образ. А это уже, особая категория для осмысления. Осмысляя явление на плоскости, художник выражает своё собственное мнение о явлении. Это его художественное видение. Оно может быть таким, сяким, самым разным. Поэтому осмысление образа, принятие или непринятие его зрителем, процесс сложный, сугубо индивидуальный и сказать, - что и, как надо – я затрудняюсь. Каждый видит – как Он видит. А уж научить воспринимать художественный образ ребёнка, то это процесс ещё более сложный, долговременный. Да и что значит научить воспринимать? Сколько лет работаю и постоянно над этим размышляю. Однозначного ответа у меня на этот вопрос нет. Слишком сложное, это явление - искусство. Ну а бороться, наверное, не надо, надо просто делать своё дело. Нам, музею – своё, зрителям – своё.

5. Художественный образ в абстрактной живописи Пабло Пикассо.

Хочу сразу оговориться, я работаю не только с дошкольниками, но и со школьниками младших классов. Иногда в шутку называю их студентами. С ними мне приходилось смотреть работы этого художника. Творчество Пикассо хорошо подтверждает тезис о том, что художник это человек, который в вымыслах видит свои смыслы и пытается говорить о них на своём языке. Вспоминаю, как размышляли мы над «Герникой», и дети вполне соглашались с тем, что ужасы войны, смерти, разрухи можно именно так изобразить. Известная «Голова лошади» вызывает такой восторг, такую бурю эмоций, такое желание высказаться. Разве это можно не использовать.

Конечно, абстрактная живопись имеет полное право на осмысление детским сознанием. Я часто показываю детям рисунки раннего Пикассо, совсем ещё мальчика и они удивляются тому, как оказывается, могут происходить изменения в творчестве художника, каким разным он может быть. Кстати, мы говорим не только о Пикассо, но и, о Дали, и, о Модильяни. Почему нет, ведь это всё интересно.

6. Странная картина «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Вы и о ней рассказываете детям?

Да, школьникам, иногда пытаюсь. Дело ведь не в «Чёрном квадрате» как таковом, и не в Малевиче, и, конечно же, не в супрематизме. Это ведь только повод, причина, ну если хотите даже, провокация. Естественно в хорошем смысле этого слова. Главное в наших беседах - возбудить интерес, вызвать у ребёнка желание говорить, думать, копошиться в своём сознании. Так что и «Чёрный квадрат» нам не помешает.

Я пытаюсь пробовать разное. И моя задача состоит в том, чтобы объясняя некое явление искусства для ребёнка, найти доступный для его понимания ПЛАСТ из слов, понятий, терминов, фраз. Я должен быть доступным и понятным для детского сознания. Тем более, что и дети, по своим умственным способностям, как Вы понимаете, бывают очень разные. И это тоже надо учитывать.

7.Как воспринимают дети живопись Дейнеки?

Дейнека, это колоссальное явление нашей изобразительной культуры, это удивительное художественное видение! Такое нельзя пропустить. Он ведь автор не только знаменитых «Обороны Севастополя» и «Футболиста», но и великолепных иллюстраций к детской литературе. Его иллюстрации к выходящему в 30-е годы 20- го века детскому журналу «Искорка» образец того, как надо понимать и чувствовать детское мышление, как интересно и эмоционально, можно говорить с детьми на изобразительном языке. В его творчестве столько полезного для детского сознания, что не использовать это, просто нельзя. Мы, конечно же, смотрим Дейнеку, мы, конечно же, говорим о его живописи и графике. Наши работы «Футболист», «Сухие листья», «Отдыхающие дети», «В оккупации», позволяют говорить с детьми о том своеобразном и характерном только для него, понимании самых разных явлений. А ещё, Дейнека позволяет гордиться тем, что он у нас есть, что он родился на нашей земле, что его знает весь мир. И это тоже весьма полезно для формирования личности, и дети должны понимать, что есть в нашей жизни люди, которые сделали что-то такое, что важно и нужно для всех нас. Мы же, взрослые, часто говорим о патриотизме, о Родине, о любви к ней. Вот Дейнека, это и есть, и патриотизм, и Родина, и любовь, к земле нашей курской.

8. Что такое мультлекторий? Какие ещё формы работы с детьми вы используете?

В 1992 году, комитет по культуре Курской области подарил картинной галерее видеодвойку. Стал думать, как её употребить и придумал «Мультлекторий».

Это программа для детей 6-8 лет с целью приобщения детей к художественному музею. По своей структуре она универсальна. Беседы об искусстве соединены с показом для детей мультфильмов. Кстати замечу, что мультфильм, как произведение искусства, обладает огромными возможностями для обучения, воспитания, образования. Надо только уметь этим пользоваться. Один только «Ёжик в тумане» Норштейна, чего стоит. Не могу не вспомнить ежегодные Новогодние праздники для детей в галерее. По отзывам, они, нравятся детям. С удовольствием в них участвую, хотя всегда играю отрицательные персонажи, но главное, чтобы детям нравилось.

9. Вспомните, пожалуйста, 2-3 случая знаковых или юмористичных из вашей практики посвящения детей в изобразительное искусство.

Из подобной практики юмористичных случаев как-то не припоминаю, а вот один курьёзный случай вспоминаю часто. Играем с детьми 3-го класса в игру «Три варианта». Очень простая, незатейливая и полезная игра. Дети её очень любят. Сыграли один раз, второй, и вдруг раздаётся плач, да такой сильный, что все испугались. На третьем ряду плачет девочка.

– Что такое? – спрашиваю, - что случилось?

Сквозь слёзы, громко всхлипывая, отвечает - Да, я отличница, а уже два раза проиграла, а мне нельзя проигрывать, ведь я же отличница, - и продолжает громко плакать. Ну, сами понимаете, пришлось успокаивать, что-то говорить, объяснять и т.д. Юмора с избытком хватает на наших Новогодних праздниках, уж там мы даём детям вволю посмеяться.

10. Галерея находится в тесном, приспособленном здании. Как это сказывается на работе с детьми?

Это моя особая печаль и совсем даже не светлая. Вот уже более 40 лет я вхожу в здание выставочного зала на улице Радищева, и меня не покидает чувство обиды. Ну почему, почему, почему мы, - куряне, не имеем права на нормальное здание художественного музея. Так и хочется патетически воскликнуть « Ну чем мы хуже?». Ну чем мы хуже, с нашей то, коллекцией, - один Дейнека чего стоит! Всегда как-то особенно неловко, когда приезжают гости из других городов, стран. Впервые, это чувство я испытал уже в далёком 1984 году, когда вёл экскурсию для руководителей венгерского комсомола. Я видел их глаза, их лица. Там явно читалось: – Неужели это художественный музей.

Мне показалось, что им жалко меня, что не только я, но и они испытывают неловкость. Многие годы и я, и мои коллеги, чего-то ждём. Дождёмся ли? Не знаю. У меня в памяти остался камень с надписью «Здесь будет построена картинная галерея». Так что сами понимаете, как сказывается на работе с детьми отсутствие нормального музейного здания. Ну, как говорят « Надежда умирает …».