Найти в Дзене
Minsknews.by

Умирает Майкл Джексон, Дарья Домрачева завершает карьеру. Этот день в истории: 25 июня

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1919 год. Пилот Эмиль Монц поднимает в воздух первый в мире пассажирский самолет — Junkers F‑13

Это было первое в истории авиации воздушное судно, которое изначально проектировалось как пассажирское. Многие специалисты считают F‑13 первым настоящим авиалайнером.

Его разработка началась в декабре 1918 г. по инициативе профессора Гуго Юнкерса и велась под руководством главного конструктора фирмы Junkers Flugzeugwerke Отто Ройтера. В отличие от большинства первых пассажирских самолетов — деревянных бипланов, F-13 представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан с низко расположенным крылом и однокилевым оперением. Конструкторы позаботились об удобствах для пассажиров. Для них спроектировали закрытую четырехместную хорошо отапливаемую кабину с отделкой, как в купе мягкого вагона. Но пилотская кабина осталась открытой.

Испытания новой машины проходили успешно. 25 июня пилот Э. Монц впервые поднял лайнер в небо, а уже в июле был получен сертификат, позволяющий использовать самолет на авиалиниях. Его сразу же запустили в серийное производство, он выпускался до начала 1930-х годов. Заложенные в конструкции резервы были столь значительны, что позволили фирме Junkers создавать на его базе новые, более совершенные типы авиалайнеров еще с десяток лет.

Всего было построено порядка 330 F-13 различных модификаций, из них 110 эксплуатировались авиакомпанией Lufthansa, а остальные — в разных странах мира, в том числе в СССР, где насчитывалось 49 самолетов F-13. Первой была авиакомпания «Авиакультура». Взяв в аренду у компании «Юнкерс» три самолета, она два летних месяца 1922 г. совершала рейсы из Москвы в Нижний Новгород — в период действия Всероссийской ярмарки. С 1923 г. F-13 использовал «Добролёт» на линии Москва — Казань, а позже и на других маршрутах. По данным авиаконструктора и историка авиации Владимира Шаврова, «Добролёт» еще и построил пять лайнеров F-13 из советских материалов, их назвали ПС-2.

В марте 1925 г. один из F-13, выполнявший рейс из Тифлиса в Сухум, разбился. Погибли все, находившиеся на борту. В их числе — 39-летний Александр Мясников, один из руководителей установления советской власти в Беларуси. Его похоронили в Тбилиси, вблизи которого случилась трагедия. В Минске имя Мясникова носит одна из площадей в центре города и прилегающая к ней улица.

1944 год. Мученическую смерть принимает 18-летний гвардеец Юрий Смирнов, под пытками не выдавший немцам ценную информацию

-2

Свой подвиг он совершил в первые дни проведения освободительной операции «Багратион». В ночь на 25 июня Ю. Смирнов принимал участие в десанте, который прорывал оборону фашистов под Оршей. Их задачей было перерезать шоссе Москва — Минск. Бойцов отбирали из добровольцев, вызвался и Ю. Смирнов. Он занял место на броне танка номер 119. В 4:00 1-й стрелковый батальон ворвался на окраину деревни Шалашино. В сумерках советские танки двинулись вперед. Атака завершилась успешно — оборона врага была прорвана, артиллерийские позиции смяты, танки ушли далеко вперед, окружая противника. Но когда рассвело, десантники увидели, что Ю. Смирнова среди них нет.

Оказалось, младший сержант был тяжело ранен недалеко от штабных блиндажей немецкой дивизии и попал в плен к гитлеровцам. Фашисты затащили его в блиндаж и пытались узнать, как будет развиваться наступление, куда двигаются советские танки. За выдачу военной тайны гитлеровцы обещали сохранить жизнь, но боец хранил молчание. Фашисты искололи все тело Ю. Смирнова ножами, распяв его на стене блиндажа.

Гитлеровцы были так стремительно выбиты из деревни, что скрыть злодеяния не успели. Ворвавшиеся в блиндаж советские солдаты обнаружили распятого Ю. Смирнова и протокол допроса. В нем — только вопросы. А там, где должны быть ответы, всюду было написано одно слово — «молчал».

Согласно показаниям генерал-лейтенанта вермахта Ганса фон Траута, данным уже после войны, Ю. Смирнова пытали в течение суток, стараясь выяснить направление продвижения советских войск. Из протокола допроса Траута:

«… Моя дивизия занимала оборону южнее Орши, западнее села Шалашино. Перед полуночью мне доложили о прорвавшейся группе советских танков. Я немедленно выслал несколько групп автоматчиков с приказом взять пленного. Через некоторое время в мой штабной блиндаж доставили десантника, он был ранен.

Вопрос: Этим десантником был гвардии рядовой Юрий Смирнов?

Ответ: Да, его фамилия была Смирнов.

Вопрос: Сколько времени продолжался допрос?

Ответ: До утра. До того времени, когда мне доложили, что танковый десант перерезал шоссе Минск — Москва, командир 256-й пехотной дивизии барон Вьюстенгаген убит, его дивизия разбита, а остатки сдаются в плен.

Вопрос: Что вы узнали из допроса?

Ответ: Ничего. Русский солдат ничего не сказал. Мы возлагали на допрос большие надежды, если бы узнали, куда идут танки и сколько их, мы бы организовали отпор. Мы бы спасли важную стратегическую магистраль Орша — Минск, и кто знает, как бы повернулась Оршанская операция, во всяком случае, я не был бы военнопленным.

Вопрос: Какими методами пользовались вы при допросе?

Ответ: Я отказываюсь отвечать на этот вопрос».

Похоронили Ю. Смирнова в городском поселке Ореховск Витебской области. В октябре 1944 г. ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Минске имя героя носит улица в Московском районе.

1969 год. Указом Президиума Верховного Совета БССР в Минске образованы Первомайский и Центральный районы

-3

Новые административные единицы были созданы за счет разукрупнения Ленинского, Заводского, Октябрьского, Советского и Фрунзенского районов белорусской столицы.

Административное деление Минска было организовано 17 марта 1938 г., когда создали Сталинский (ныне Заводской), Ворошиловский (ныне Советский) и Кагановичский (ныне Октябрьский) районы. В 1951-м к ним добавились Ленинский и Фрунзенский. А 8 апреля 1977 г. были образованы Московский и Партизанский районы, завершившие административное деление Минска на привычные ныне девять территориальных единиц.

Первомайский район считается самым зеленым. Здесь множество парков и скверов. Самые большие — Парк имени Челюскинцев, Ботанический сад НАН Беларуси, Севастопольский парк, лесопарк «Зеленый луг», «Парк-музей валунов» и др. Также на территории района располагается Слепянская водная система — канал протяженностью 22 км с 13 каскадами. Среди знаковых объектов Первомайского — Детская железная дорога, Национальная библиотека, Академия наук, киностудия «Беларусьфильм», Парк высоких технологий, БГУ, аграрный университет, академия искусств и др.

Центральный район в своей экологической привлекательности, пожалуй, не уступит Первомайскому, ведь большую часть его территории занимают садово-парковые комплексы, скверы, водные объекты — их более 30! Главные достопримечательности района — стела «Минск — город-герой», Троицкое предместье, Кафедральный собор, Петропавловский собор, Свято-Елисаветинский монастырь, Дом масонов, памятники Янке Купале, Максиму Богдановичу, Тарасу Шевченко, Марату Казею… Среди знаковых объектов — Дворец Независимости, Дворец Республики, предприятие «Атлант», Большой театр Беларуси, Государственный музей истории Великой Отечественной войны, Аквапарк «Лебяжий», «Минск-Арена», Дворец спорта, Дворец тенниса, Футбольный манеж и др.

2009 год. Уходит из жизни король поп-музыки, американская легенда, певец, танцор, композитор и актер Майкл Джексон

-4

Ему принадлежит порядка 80 мировых и сотни других рекордов, большинство из которых не побиты по сей день: альбом Thriller остается самым продаваемым за всю историю музыкальной индустрии. Джексон занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый известный человек на планете, как самая фотографируемая персона, а также является единственным человеком на Земле, установившим такое количество рекордов.

Он вышел на сцену в шестилетнем возрасте и за тридцать с лишним лет феерической карьеры изменил само представление о шоу-бизнесе не в меньшей степени, чем изменился сам — из типичного афроамериканского ребенка с широким носом и шапкой курчавых волос превратившись в результате многочисленных пластических операций в неправдоподобно утонченного белого человека с хрупким фарфоровым носиком и струящимися кудрями.

Майкл Джексон умер за две недели до начала предполагавшегося мирового тура и за два месяца до 51-го дня рождения. Слухи о кончине кумира для миллионов меломанов стали настоящей сенсацией, из-за чего в поисковых системах и соцсетях случился скачок трафика.

«Я думаю, он был ангелом, которого нам послали, — сказал о Джексоне актер Уэсли Снайпс. — Я не знаю ни одного другого артиста, который бы притягивал к себе столько энергии и излучал такую силу! Который был бы настолько творческой личностью и повлиял бы на стольких людей… Люди хотели переехать в Америку из-за Майкла Джексона. Индустрия изменилась — музыкальная индустрия изменилась — из-за Майкла Джексона. Это был дар нам. И знаете, я боюсь, Господь может не послать нам другого такого, потому что мы плохо о нем заботились…».

Человека с лунной походкой похоронили 3 сентября. Прошло 70 дней (!) после кончины Джексона, прежде чем его тело, истерзанное сначала косметологами, а затем патологоанатомами, предали земле. Первые хотели сделать его еще белее и красивее, а вторые — докопаться до причин смерти. Он умер от передозировки лекарственных препаратов, в частности пропофола. Врача, по вине которого это случилось, суд обвинил в непредумышленном убийстве, отправил в тюрьму и лишил лицензии на медицинскую деятельность.

Даже после смерти творчество Джексона продолжает радовать фанатов ранее не издававшимися записями — периодически выпускаются его музыкальные альбомы. Так, в 2014 г. посмертный альбом Xscape возглавил мировые хит-парады.

2018 год. Четырехкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева объявляет о завершении карьеры

-5

Свое решение уйти из большого спорта 31-летняя биатлонистка озвучила на пресс-конференции в штаб-квартире в Национальном олимпийском комитете Беларуси. Спортсменка объяснила, что главным фактором, повлиявшим на ее решение, стало желание сосредоточиться на семейной жизни, на воспитании дочери. Там же в зале на последнем ряду, стараясь не привлекать внимание, был и муж Дарьи — выдающийся норвежский биатлонист, восьмикратный олимпийский чемпион Уле-Эйнар Бьёрндален. Вероятно, в качестве моральной поддержки. Видно было, что Дарья волнуется и проститься с тем, что еще вчера казалось смыслом всей жизни, было нелегко.

«Я очень долго думала, но пришло время расставить точки над «і», — сказала она. — Все время после окончания сезона я пыталась найти компромисс, который позволил бы мне воспитывать ребенка и совмещать это с профессиональной спортивной карьерой одновременно. К сожалению, я не нашла оптимального решения, которое позволило бы совмещать эти две важные области жизни. Это решение для меня обдуманное и, конечно же, нелегкое, но я завершаю свою спортивную карьеру».

Д. Домрачева — самая титулованная белорусская спортсменка на зимних Олимпиадах, первая в истории четырехкратная олимпийская чемпионка по биатлону и первая в истории биатлонистка, сумевшая победить на Играх в трех личных гонках. В ее активе также семь медалей (два золота, четыре серебра и бронза), завоеванных на чемпионатах мира, и 34 победы на этапах Кубка мира (на момент завершения карьеры Д. Домрачевой — второй результат в женском биатлоне).

За выдающиеся достижения в спорте в 2014 г. она удостоилась звания Героя Беларуси.