Найти тему

Ж. Оффенбах – Сказки Гофмана, реж. А. Титель, МАМТ

В МАМТе в этом сезоне не была ни разу. Либо не совпадали желания и возможности, либо желания отсутствовали. В случае «Сказок Гофмана» сошлись все звезды. Спектакль идет достаточно редко, у него есть «Золотая маска», как у лучшего оперного спектакля 2012 года, да еще и Дмитрий Ульянов – замечательный бас, нечасто поющий на родине, был заявлен в составе.

Вот можно же написать всего одну оперу, зато какую! «Сказки Гофмана» Оффенбаха по музыкальным ощущениям волшебства я бы поставила в ряд с «Щелкунчиком». А вот аудитория данных сказок, конечно, взрослая. Пьеса Ж. Барбье, переработанная впоследствии в либретто оперы, является прочной основой, которая воспринимается достаточно серьезно несмотря на присутствие слова «сказки» в названии. Гениальный ход – сделать Гофмана героем собственных историй, посмотреть его глазами на таких разных женщин, придумать одну, идеальную, в которой сошлись остальные.

С первых же звучащих нот ( увертюра несет в себе мелодию «Баркаролы» - визитной карточки оперы) стала думать, почему же я раньше так легкомысленно относилась к «Сказкам»?

Смотрела даже пару трансляций, знала, как звучат основные арии, но почему-то не особо проникалась – в чем дело? А тут сижу и меня захватывает, превращаюсь в слух, наслаждаюсь. Важен оркестр, конечно, с оркестром было все в порядке в тот вечер ( дир. Ариф Дадашев).

И конечно постановка. 12 лет назад А. Титель явно был в форме.

Нехитрый прием с постепенным заполнением пространства сцены очень эффектный. Сначала нет ничего, но вот уже рабочие сцены заносят первые предметы, появляются элементы декораций, иногда даже случайные ( огромный крылатый конь, к примеру). В еще не обустроенном пространстве звучат первые арии, словно артисты пришли на разведку. Потом коня становится не видно, а на сцене собирается игровое пространство: здание европейского театра, а около него открытое кафе, фонари, начинают суетится и взаимодействовать фигурки людей. По ощущениям все это напоминает украшение елки, извлечение из коробки разных предметов декора, какие-то предпочтения по стратегии игры ( того же коня словно бы нет настроения использовать, его убирают подальше).

В финале происходит обратный процесс: волшебство тает, декорации разбирают.

Художник-постановщик прекрасный, уже ушедший от нас Валерий Левенталь.

Немного нескладный, нервный, но популярный среди завсегдатаев кафе поэт Гофман (Чингис Аюшеев) , слегка захмелев, решает рассказать публике о трех историях своей любви, трех типах женщин, которых бы так хотелось видеть в одной. Да,собственно, он и видит. Его последняя возлюбленная Стелла – примадонна в том самом оперном театре, около которого расположено кафе. Посланная ею записка, адресованная Гофману перехвачена его соперником – Линдорфом (Дмитрий Ульянов).

Гофман об этом еще не знает и принимается развлекать публику историями. Начинается все весело, а потом становится понятно, что разум поэта не в порядке. С описаний приключений Цахеса он вдруг перескакивает на страдания по идеальной возлюбленной, образ которой сложился из трех историй. Первая – про механическую куклу Олимпию ( Дарья Терехова), которую влюбленный Гофман принял за настоящую девушку, вторая – про насмешливую куртизанку Джульетту ( Анна Загородняя), третья – девушка Антония ( Элеонора Макарова), мечтающая стать оперной певицей которую отец спрятал подальше от общества, ибо увлечение пением можем усугубить смертельную болезнь.

Вот и складывается пазл: покорная механическая прелестница+куртизанка+экзальтированная певица= вроде как Стелла. Умудряются же мужчины намечтать.

-2

В каждой из новелл присутствует антагонист: зловещий торговец оптикой Коппелиус, манипулятор Дапертутто, доктор-убийца Миракль. Все партии злодеев наряду с Линдорфом тоже пел Дмитрий Ульянов. Он классный! Прямо-таки стоит следить, когда Ульянов приезжает в родной театр и поет: огромное удовольствие его слушать и смотреть на актерские перевоплощения. Все эти злодеи по сути - одно и то же, но не только грим и костюмы позволяют их идентифицировать, игра ДУ, несомненно, тоже.

И что важно: на спектакли с Ульяновым обычно нет никакой наценки «за звездность», хотя уж кто-кто, а он несомненно - европейская звезда. Вот как поет в спекталях МАМТа Хибла Герзмава я, видимо, не узнаю никогда, ибо если она в составе – автоматически цена возрастает.

Дмитрий Ульянов ( Миракль)
Дмитрий Ульянов ( Миракль)

Понравились мне эти «Сказки», конечно, еще и тем, что почти все партии сыграны и спеты очень гармонично. Гофман - Аюшеев такой как надо. Девушки все прекрасные, каждая очень харАктерная, красивые голоса. Сложнейшая знаменитая ария Олимпии - Дарья Терехова блестяще справилась. А какая томная и коварная Джульетта-Загородняя. И как сопереживаешь загнанной, напуганной Антонии-Макаровой!

Были, конечно, и не особо удачные моменты. Никлауса, юного друга Гофмана, предостерегающего поэта от крайностей, пела Лариса Андреева, было ощущение, что хочет всех перекричать.

К финалу оперы, правда, как-то выровнялась. Ну можно там еще придраться к мелким партиям, но не буду.

В целом, за последнее время для меня «Сказки Гофмана» стали самым лучшим оперным спектаклем, бальзамом на душу. Хотя понятно, что это привет из прошлого, но такой приятный!

Совершенно заслуженная «Маска», особенно на фоне печально-актуального: уже который год оперным спектаклям ее не присуждают, ибо присуждать особо не за что, увы.

Даже интересно, как умудряются жить долго постановки соврешенного разного качества.

В том же МАМТе жива с 2004 года «Тоска», которую совершенно невозможно смотреть, а ряд интересных ( на мой вкус) оперных спектаклей прожили меньше, чем хотелось бы.

Фото с официального сайта МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, с поклонов-мое.

-4