Почти уникальный случай деканонизации в Русской Православной Церкви. 1678-й год, борьба с церковным расколом в самом разгаре. И тут церковный собор постановляет: прекратить почитание святой Анны Кашинской. Официальным поводом объявлены нестыковки ее жития с историческими летописями, но настоящая причина, видимо, в другом. Все еще хорошо помнят, что когда открыли мощи преподобной, чтобы перенести их в Воскресенский собор города Кашина, то увидели: рука у Анны сложена двуперстием. Так крестятся раскольники. И теперь власти опасаются, что Анна Кашинская может стать знаменем старообрядчества.
Тверскому архиепископу предписано "собрать" ее иконы, церковный собор отныне "строго запрещает" писать образ Анны, читать ее житие и каноны. Но и под страхом анафемы почитание преподобной в народе продолжается. В кашинских архивах есть рассказ о том, что кто-то даже пытался исправить двоеперстие святой на троеперстие, но рука вернулась в исходное положение.
Жители Кашина снова и снова составляют петиции царям с просьбой о «пересмотре дела» и «реабилитации» своей любимой святой. Только в 19-м веке они отправят семь таких прошений. Ведь чудеса у раки с мощами преподобной не прекращаются и после ее развенчания.
Наконец, в начале 20-го века благоприятный момент настает. Император Николай Второй одобряет редчайшую церковную процедуру: возвращение титула святости Анне Кашинской. При последнем императоре вообще канонизируют многих святых и открывают множество новых мощей. Ведь на волне революционной ситуации нужна объединяющая национальная идея. Почему бы этой идеей не стать православию?
В 1909-м году новое прославление Анны Кашинской в лике святых отмечается как праздник всероссийского масштаба. Затеваются торжества, по размаху сопоставимые с канонизацией Серафима Саровского, которая произошла шестью годами раньше. Июньский день памяти Анны Кашинской отныне – снова красный день календаря.
Из книги "День Ангела. Рассказы о святых":
https://www.labirint.ru/books/785091/
подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii