Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ты такой уникальный: нужно ли это ребенку?

Помните фразу из детства "Я - последняя буква алфавита"? Многие наверняка слышали такое и чувствовали себя ненужными и неважными. Теперь мы выросли. И своих детей пытаемся от этого чувства защитить, что бесспорно важно. Но иногда маятник качается слишком сильно, и родители проваливаются в пестование уникальности ребенка.

Зачем это нам, родителям, - один вопрос. И его можно поисследовать: для чего мне уникальность ребенка? Другой вопрос - как живется ребенку с ощущением, что он такой уникальный.

Родитель вроде действует из благих побуждений. И вообще сейчас из каждого утюга о том, как важно себя ценить. И опять все ок. До тех пор, пока я уникальный со всеми своими трещинками и другой тоже уникальный со своими трещинками. И мы оба - хорошие котики, в чем-то схожие, в чем-то отличающиеся, и это здорово. Мы можем договариваться, спорить, не общаться и даже не нравиться друг другу, но оставаться котиками и сохранять уважение.

Но иногда мы попадаем в ситуацию, что родители всячески подчеркивают уникальность ребенка и не рассказывают, что и другие дети тоже уникальны. Получится ли у ребенка, который уверен, что он уникален, а другие - твари дрожащие (утрировано, конечно, но Федор Михайлович пришел на ум), совместная игра, где важно договариваться и учитывать интересы каждого игрока, выстраивая общее пространство?

И еще. В какой-то момент (лет этак около 6-7) ребенок уже в состоянии более адекватно себя оценивать (у дошколят самооценка завышена и это норма), и ощущает, что что-то здесь не так: мама с папой говорят, что я такой уникальный, а суровый детский коллектив явно показывает, что есть кто-то и получше меня. Тут недалеко и до эмоциональных качелей: тварь я дрожащая или право имею?

А чего делать-то? Не хвалить и вспомнить про последнюю букву алфавита?

С ребенком можно выйти на улицу рассматривать листочки, цветочки, деревья и снежинки и рассуждать: "Смотри, какие они все разные. Вот тут похожи, а тут отличаются. И все очень красивые. И все для чего-то нужные".

И хвалить тоже можно. Мне нравится такая схема: "Ты умеешь делать (научился, раньше не мог, а теперь можешь) вот это (убирать за собой игрушки, одеваться самостоятельно, читать, кататься на велике и т.д.). И это про (называем качество: смелость, целеустремленность, ловкость, творчество, самостоятельность и т.д.)".

Натренировавшись на цветочках, переносить на людей: ты можешь это, Маша - это, Петя - то. Как думаешь, можно ваши способности объединить и придумать новую игру? (условно, конечно, исключительно для примера).

Автор: Карнаухова Елена Владимировна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru