Надежда вышла замуж за Василия и была очень рада, что у ее молодого мужа такая дружная и большая семья, ведь сама была сироткой, которую воспитывала бабушка.
- Ничего, что мы в частном доме с моими родителями поживем, пока на свое жилье не скопим? - спрашивал Вася.
- Ой, да я только "ЗА", у меня ведь никогда столько родственников еще не было - тут и родители твои живут, к ним еще твои сестры со своими семьями приезжают! - радовалась наивная девушка.
- Ну и славно: у родителей большой дом, будем жить в моей комнате, заодно и поможем что где? - узнавал настрой жены Василий.
- Да, конечно, поможем! Как же: будем жить и по хозяйству не поможем что-ли? - радовалась своему счастью Надя, - ведь тут у них вон какое хозяйство, одним им и не справиться.
- В богатую семью ты попала, внучка, в зажиточную, - так что живи теперь и радуйся, - говорила Надежде бабушка, - старших в семье уважай, не перечь, что скажут, то и делай. Мужа обязательно слушайся.
Хозяйство в сельском доме родителей мужа действительно было большим - один дом только квадратов под 200, пасека, корова, поросята, куры, большой огород с картофелем, а еще общий огород на всю семью с теплицей - огурцы, помидоры, морковь, зелень всякая, капуста, кабачки и прочее...
Надежда с энтузиазмом взялась за домашние хлопоты, так как сама хозяйка - Надина свекровь - Петровна была уже женщиной пожилой, родившей 3 детей, для которой такое большое хозяйство было уже невмоготу.
- Ну всё, полы во всем доме намыла, из всех углов и под кроватями столько мусора выгребла: как-будто тут 100 лет уже не убирались! - отчитывалась мужу довольная супруга.
А Василий в свободное от работы время тоже занимался хозяйством родителей - ходил на пасеку, убирал в сараях за скотиной, обрабатывал огромный огород с картошкой.
Надежда не могла нарадоваться, что наконец-то у нее появилась такая большая семья.
Петровна одобрительно кивала на новую невестку, когда та убиралась по дому!
-Эх, хорошая невестка мне досталась, работящая! Молодец! Работай, дочка, работай, без труда не вытащишь и рыбку из пруда, - цитировала народные поговорки и пословицы Петровна, - учила молодую невестушку уму-разуму.
- Таак, Надежда, убралась дома? - в дом зашел свёкр Надежды - Михалыч, - там огород надо бы из лейки полить - особо огурцы с помидорами. Я там бочку набрал, к вечеру вода нагреется, тогда и польешь!
- Хорошо, Михаил Михайлович! А чего же не полить? Обязательно, как сказали, так и сделаю, - радостно откликалась Надежда, наваривая вкусные супы для всего семейства к обеду и ужину
- Да ты чего такую кастрюлю маленькую взяла? - смеялся над молодой супругой Вася. - Сегодня же пятница: сестры мои с семьями приедут сегодня вечером. Бери самую большую кастрюлю и не жалей ничего: аппетит тут у всех хороший на свежем воздухе.
Так и жила Надежда в семье - убирала в доме, ходила за птицей, поливала огород, доила корову, варила поросятам, разве что с мужем на пасеку не ходила, и к здоровому бычку опасалась подходить.
В пятницу, как и предупреждал Василий, приехали две сестры вместе с мужьями и детками: в доме стало шумно и весело. Внучки радостно бегают вокруг бабушки с дедушкой, а те их привечают: то шоколадку дадут, то каждому по конфетке.
Только заметила Надежда, что никто из родственников, заходя в дом, обувь с улицы не снимает.
- Васенька, так я же помыла полы - они вон какие чистые, вон как блестят, ты скажи своим сестрам, чтобы обувь снимали: тут в белых носочках можно ходить, - не испачкаешь! - говорила на ушко мужу Надежда.
- Да как же я им скажу-то? Дом-то родительский, а у меня батя сам всегда с улицы в сапогах запрется в дом и чуть ли не на диван в них ложится. Я ему один раз сказал, чтобы в грязную погоду хотя бы сапоги свои уличные снимал, а тапки одевал, так он меня на большой икс послал..., - говорил сынок.
- Надюшка, чтой-то у нас опять грязно в доме, пройдись ка тряпочкой по полам, - кричала Петровна молодой девушке из своей комнаты.
А Надежда помнила наказ бабушки, что старшим перечить нельзя - брала швабру и по новой весь дом перемывала: не успеет закончить, так кто-нибудь из многочисленных домочадцев возьмет, да и запрется в дом в уличной обуви.
А еще молодая девушка заметила, что даже городские сестры, ее ровесницы, и их мужья тоже в дом в уличной обуви заходят.
- Да как же вы так можете? Я же полы тут каждый день намываю, а вы даже ботинки снять свои боитесь? - впервые возмутилась Надежда на родственников.
-Да ты не ругайся, у нас обувь чистая, - с наглой полу-улыбкой в дом запрыгнул муж одной из сестер в летних штиблетах и прямо перед Надькиным носом пробежал в глубину одной из комнат, разнося куриный помет по всему дому.
- Вася, я так больше не могу, пускай сами за собой убирают, раз такие умные. Я тут во всем доме поломойкой не нанималась, - расплакалась Надя, глядя на супруга, - и почему полы должна мыть только я? Вот приехали две твоих сестры на выходные, неужели они не могут полы помыть и шторки постирать?
- Не понял, ты хочешь сказать, что ты отказываешься от своих обязанностей? - недобро спросил Василий у молодой жены.
- Так за ними через каждый час надо полы протирать, но это же частный дом, а не торговый центр? Вот в нашей комнате я полы буду мыть, а в других местах пусть сами моют! - возмутилась Надежда.
- Как хочешь..., - вздохнул Василий.
Свекровь на вторую неделю совместной жизни не так благосклонно относилась к молодой невестке.
- Что, сыночек, не надолго хватило твоей женушки, уже полы отказалась в доме мыть, а куда мне бабке-старой во всем доме убираться? - выговаривала сыну Петровна.
На самом деле, в доме до Надежды редко кто полы во всем доме намывал. Петровна особо не любила убираться и возиться в грязной воде, поэтому обычно подметался Вася, обильно смочив поверхность пола мокрым веником.
А Надежда в слезах звонила бабушке, чтобы рассказать, какие странные порядки существуют в родительском доме мужа, но она еще не знала других подробностей.
Настало время созревания урожая - пошли первые помидоры и огурцы. Надежда, довольная своей работой и богатым урожаем, стала носить овощи в дом, делала салаты и хотела закатывать банки.
- Так, Надежда, ты чего это с огорода носишь? - вдруг встрепенулась пожилая мать, выглядывая из своей комнаты, когда Надя с овощами прошла по коридору.
- Марья Петровна, первый урожай поспел! Вот хотела салатик к ужину нарезать, - оправдывалась Надежда, у нее было такое ощущение, что она украла урожай с собственного огорода.
- Слушай, дочка, я тебе так скажу - ты сюда пришла к нам жить, а не мы к тебе. Поэтому соблюдай наши семейные порядки.
- Это наш огород, а не твой, поэтому урожаем распоряжаться буду я. Это, надеюсь, тебе понятно? - заявила Петровна, недобро посматривая на свою обескураженную невестку.
-Да я разве себе... Я для всех салатик хотела сделать, - со слезами на глазах оправдывалась Надежда.
- Мы, девка, и так на земле живем, тут что пройдем сорвем, там что с грядки съедим, а городским нашим что есть прикажешь?
- Так что сейчас все эти огурчики с помидорчиками помой и мне сложи в комнату, а я себе в холодильник буду складывать, - распорядилась Петровна.
- Так зачем их складывать, когда свежие-то они вкуснее? - не понимала Надежда.
- Вот дочки мои с внучатами из города приедут, тогда и на стол им порежешь с огорода, а это я в сумочки им в город сложу, пускай кушают, - без тени зазрения заявила Петровна.
Надежда впервые осмотрела сквозь приоткрытую дверь комнату Петровны, из которой она практически никуда не выходила, и увидела там большой холодильник и еще один морозильник. Женщина никого не пускала в свою комнату никого кроме Васи, только ему было дозволено там убираться.
- Так а мы - Вася, я, вы, Александр Михалыч? Нам разве не надо со своего огорода питаться? - не понимала логики Петровны Надежда.
- В конце-концов это же я на огороде всё поливала, сорняки полола? - возмущалась Надежда.
- Экая ты какая умная, - поливать и полоть это дело нехитрое. Или ты думаешь, что теперь всё это твое? - угрожающе посмотрела на невестку Петровна.
Вечером Вася опять выслушивал жалобы жены по поводу странных распоряжений Петровны.
- И ты хочешь сказать, что теперь ходить поливать не будешь, и за огородом не будешь следить? - уже напрягся Василий.
-А смысл тогда туда ходить, если я ни одного огурца с огорода сорвать без разрешения Петровны не могу? Или мне тайком, подобно вору, урожай со своего же огорода таскать? - возмутилась Надежда.
- Ну ты даешь..., - возмущался на молодую жену Вася. - Вот моя мать пятерых детей вырастила, она всю жизнь прожила, она лучше знает что и как для семьи важнее, а ты тут пришла и свои порядки устанавливаешь?
-Я ничего не устанавливаю, вот пусть кто до меня огородом занимался, тот пусть и занимается, а я не нанималась..., - упрямо посмотрела на Васю жена.
-Что? Опять твоя строптивая женушка противится работать? - выговаривала Петровна своему сыну: полы мыть отказалась в доме, в огород ни ногой не ходит.
- Вот кому в деревне не скажи, все смеются, говорят, какую себе жену-лентяйку Василий выбрал, - подсмеивалась Петровна над честолюбивым сыном.
А Васе не нравилось, когда о нем по деревне плохо говорили, больше всего на свете он боялся, что его обзовут каким-то обидным словом - типа "дурак" или "бездельник". Да и кому это понравится?
Начал Вася приходить с работы слегка подвыпивши, а злость свою срывал, знамо дело на Надежде, начались у них скандалы в прямом смысле слова.
- Да она у тебя скандалистка еще, Василий. Ну и женушку ты себе выбрал. Сегодня, представляешь, не хотела мне яйца отдавать с курятника, которые принесла, - жаловалась сыну Петровна.
-А с чего ей все яйца отдавать, Вася? За курами только я хожу, кормлю их тоже я, слежу за ними, чтобы к соседям не убежали или на дорогу не выбежали, а все яйца она у меня отбирает и в ведерки складывает, а потом твоим сестрам в город отдает! Она тебя за дурака держит! - крикнула Надя Василию в сердцах.
Ох не надо было Василию упоминать о том, что он даже гипотетически мог быть дураком, не любил он этого слова, особенно применительно к своей персоне. Вот кого другого, он и сам мог обозвать этим словом, да еще и покрепче словечко применить, но вот когда на него, да еще так неуважительно...
Вася сжал кулаки на молодую жену, но та увидев его серьезный настрой взяла увесистую чугунную сковородку.
- Ладно-ладно, дети, погорячились и хватит, - решила смягчить накал страстей Петровна, - ничего страшного, я и сама раз в день схожу за яйцами, мне не сложно. - Слышишь, Надя, к курам больше не подходишь!
Вася, правда, тоже быстро отошел, да и ночь на одной кровати близко к молодой жене в одной ночнушке располагала к примирению: и Надежда тоже обмякла.
*****
Так, сынки, сегодня не 25ое число? Вася? Вам же аванс должны были давать? Где деньги? - спрашивала за столом Петровна у сына.
- Так, мам, я получку тебе на холодильник всю до копейки положил, - не моргнув глазом, ответил Василий.
- А эта? - Петровна недобро покосилась на Надежду, - или она зарплату не получает?
- Получаю, - с дрожью в голосе ответила Надежда, уже поняв, что все деньги у сына отжимает мать-самодурша.
- Ну рас получаешь, клади получку мне на холодильник, а я потом распределю в семье - кому сколько надо, - не шутя проговорила Петровна таким тоном, что других вариантов тут больше и быть не можем.
Надежда как пила чай, так поперхнулась от такой наглости свекрови.
- Надь, ты чего? Мы все матери получку отдаем, а она в финансах грамотная, сама уже распределяет на что потратить, - проговорил Вася, - у нас в доме так заведено.
- А эти... городские тоже твоей маме зарплату отдают, или там какой процент предусмотрен? - с издевкой спросила Надежда у мужа.
-Так им зачем сдавать, они же вместе с родителями не живут? У них отдельное хозяйство, с нами несвязанное, - дожевывал кусок колбасы Вася.
Надя впервые посмотрела на Василия совершенно другими глазами: "Эх... ну какой же ты Вася... валенок: ты тут работаешь во все лопатки, а у тебя весь урожай, продукты и даже твою получку из подноса уводят твоим же сестрам. Да ладно уводят, сам отдаешь...", - подумала Надя.
- Ну? Чего ждешь? Клади деньги на холодильник! - еще спокойно, но требовательно повторила команду Петровна.
-Спасибо, "мамуль", но мы сами со своими финансами определимся: нам еще копить на отдельный дом надо, - ответила Надежда, даже не подумав отдавать свою зарплату наглой Петровне.
- Вася, это что такое? Это бунт у меня в доме?!- вскричала Петровна, обращаясь к сыну.
Вася аж покраснел от гнева, что Надя опять имеет дерзость перечить маме, а Надежда крепко сжала рукоять чугунной сковороды.
В это время в дом вошел Михалыч.
-Петровна, нам пенсию сегодня принесли, я за тебя расписался, вот сейчас тебе на холодильник положу, - отчитался Михалыч.
- Стоять! - скомандовала непривычно зычным голосом Надежда на свекра, что тот застыл, как статуя у входной двери.
- Василий, будь добр, дорогой, забрать с маминого холодильника свою зарплату, а если сам не можешь распоряжаться своими деньгами, так теперь у тебя появилась жена, которая точно знает, на что потратить зарплату, - тихо, но очень убедительно проговорила Надежда.
Петровна аж напряглась от возмущения и уже хотела двинуться к холодильнику, чтобы забрать лежавшие там Васины деньги.
- Еще одно Ваше движение в сторону холодильника, Мама, и эта чугунная сковородка угодит прямо Вам в голову. И я настоятельно не рекомендую Вам, Марья Петровна, проверять мою меткость, - слова Надежды были негромкими, но отчетливо слышимыми в условиях буквально звенящей натянутой тишины во всем доме.
- Вася, честное слово, я не знала таких особенностей вашей самоорганизации, но если ты сейчас не встанешь, и не заберешь деньги с холодильника твоей маман, нашу семейную жизнь можешь считать законченной, - твердо заявила Надя простаку Василию.
- Иди, сынок, возьми свои деньги обратно, не испытывай судьбу, - тихо проговорил Михалыч, отлично понимая, что ему потом здорово влетит от самодурши Петровны - у вас теперь своя семья, и отдавать деньги родителям считаю излишним. Вы всё же, уже не маленькие...
Вася нехотя встал и забрал деньги с материного холодильника.
- И еще, Василий, как хочешь, но уже к концу лета мы переезжаем в свой дом - со своим огородом и хозяйством, а чтобы это произошло как можно быстрее, до этого поживем теперь у моей бабушки, заодно ей дом подправишь, - ультимативно скомандовала Надежда.
-И больше так не напрягайся, мой пупсик, и пальчики в ладошку так сжимай, а то и родить от такого напряжения можно, - хмыкнула Надежда на мужа и пошла собирать вещи для переезда к бабушке.
А вы как считаете: во всех ли случаях нужно выполнять наказ бабушки из домостроя и беспрекословно подчиняться старшему поколению?
Ставим👍Не забываем подписаться на канал, если тематика вам показалась интересной.
Также подпишись на Телеграмм, там вы не пропустите новые публикации и узнаете, что осталось за кадром Дзена: https://t.me/samostroishik
Читайте также: