Найти тему

Курсовая работа: "Исследование развития памяти (на примере младших школьников)".

Оглавление

Курсовая работа посвящена исследованию особенностей развития кратковременной и смысловой памяти у младших школьников (2 и 4 классы). В работе рассматриваются теоретические основы функционирования памяти, анализируются возрастные особенности ее развития в онтогенезе. На основе проведенного эмпирического исследования выявляются отличия в уровне сформированности кратковременной и смысловой памяти у младших школьников разного возраста. В работе используются теоретические материалы по психологии памяти, а также результаты собственного эмпирического исследования, проведенного с использованием методик диагностики кратковременной и смысловой памяти.

Курсовые, дипломные работы по психологии. Консультационная компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

1.1. Понятие и виды памяти

1.2. Развитие памяти в онтогенезе

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)

2.1. Психологический инструментарий исследования памяти

2.2. Результаты исследования кратковременной и смысловой памяти у учеников 2 и 4 классов

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития психологической науки одной из важнейших остается задача формирования личности способной регулировать свои состояния, гибко и самостоятельно использовать полученный опыт, создавать новое. Учитывая тенденции современной психологии и гуманизацию системы образования, в изучении памяти необходимыми являются исследования проблематики ее развития в онтогенезе. Память, выступает как необходимое условие интеграции всех этапов и уровней психической активности личности. В последнее время в научных исследованиях памяти выявляется четкая направленность на сближение научной проблемы памяти и личности, которое детерминировано общественными и научными потребностями. Память является одним из необходимых условий становления личности, сохраняет приобретенный ее опыт и обеспечивает возможность его дальнейшего использования. Поэтому проблема функционирования памяти требует детального изучения ее развития в онтогенезе.

Младшие школьники имеют значительные резервы развития памяти. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Заканчивается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

На основе учебной деятельности развиваются основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, развитие внутреннего плана действий, рефлексия, мотив достижения успеха. Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов. Общими характеристиками психических процессов должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.

В возрасте с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память. Младшие школьники овладевают логическими приемами запоминания. Память развивается в направлении усиления сознательного управления и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.

В связи с этим, мы считаем, является актуальным вопрос исследования памяти школьников младшего возраста в онтогенезе.

Степень изученности темы. Интерес ученых в изучении памяти воплотился в ряде существенных достижений в исследовании образной, моторной, словесно-логической и эмоциональной памяти. В современных теориях памяти зарубежных психологов, таких как Дж. Г. Андерсона, Р. Аткинсона, Д. Нормана, Г. Солсо, И. Хофмана и др., внимание преимущественно сосредоточено на представлении когнитивных моделей памяти. В указанных работах не рассматриваются закономерности запоминания, сохранения и воспроизведения информации, и особенности функционирования памяти в онтогенезе. Проблемой развития памяти в рамкам возрастной психологии занимались такие ученые, как: Т.П. Авдулова, Ю.И. Александров, Л.Р. Ахметгалеева, М.Б. Батюта, А.К. Болотова, С.П. Бочарова, Н.А. Васильева, Б.С. Волков, А.А. Гостев, Е.В. Гурова, О.Б. Дарвиш, Е.Б. Старовойтенко, Е.А. Драчева, О.А. Зимин, В.П. Зинченко, В.А. Иванова, К.О. Казанская, И.Ю. Кулагина, Б.Ф. Ломов, Б.Р. Мандель, Л.Ф. Обухова, Т.С. Пак, Л.А. Огородникова, Б.М. Петухов, Т.Ш. Рзаева, С.И. Самыгин, Т.В. Тимошенко, М.Е. Хилько, О.В. Хухлаева, И.В. Шаповаленко и др.

Объектом исследования являются ─ понятие и виды памяти.

Предмет исследования ─ психологические особенности развития краткосрочной и смысловой памяти учеников 2 и 4 классов.

Гипотеза исследования – у детей младшего школьного возраста сформирована кратковременная и содержательная память и чем старше младшие школьники, тем уровень сформированности этих видов памяти выше.

Цель работы ─ определение психологических особенностей памяти в онтогенезе (на примере учеников 2 и 4 классов).

Согласно заявленной цели, в работе сформулированы следующие задачи исследования:

- раскрыть понятие и изучить виды памяти;

- обобщить результаты психологических исследований особенностей развития памяти в онтогенезе личности;

- выбрать психологический инструментарий для исследования краткосрочной и смысловой памяти учеников 2 и 4 классов;

- провести исследования кратковременной и смысловой памяти у учеников 2 и 4 классов.

Методы исследования. При написании курсовой работы были использованы следующие общенаучные методы: анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и экспериментальных данных. На этапе эмпирического исследования была проведена диагностика кратковременной и смысловой памяти по методикам "Определение типа памяти у младших школьников" и Изучение логической и механической памяти у младших школьников" и проведена статистическая обработка результатов исследования при помощи программы IBM SPSS Statistics Base 22.0).

Эмпирическое исследование проводилось в 2018 г. в г. Волгограде. Общий объем выборки составил 40 человек (20 второклассников и 20 четвероклассников).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты развития памяти в онтогенезе

1.1. Понятие и виды памяти

Образы предметов и явлений, возникающие в процессе ощущения, восприятия, а также связанные с ними мысли, эмоции, действия не исчезают бесследно, а фиксируются и сохраняются в мозгу человека. При необходимости впечатления, которые воспринимались ранее, могут быть воспроизведены в виде образов, представлений о предметах и явлениях.

Память – это психический процесс, который отражает опыт человека путем запоминания, хранения и последующего воспроизведения. Она является необходимым условием психического развития человека, ведь новые образования базируются на основе зафиксированных достижений[1]. Благодаря памяти происходит становление личностной идентичности, осознается ее единство и целостность, а человек приобретает необходимые для деятельности знаний, умений и навыков. Опыт охватывает не только индивидуальное, но и общественную жизнь. Индивид присваивает достижения предшествующих поколений, овладевает продуктами культуры, что является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим.

Память включается в различные виды человеческой деятельности, в них формируется и проявляется, ими и предопределяются ее особенности и формы проявления. Эти особенности закрепляются, передаются генетически, развиваясь в деятельности человека, представляют собой определенные свойства личности и составляют отдельные виды памяти.

Все, что человек непосредственно отображает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в его мозгу, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется в дальнейшей деятельности. Опыт является рациональным элементом познания, который обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и придает процессу отображения динамическую характеристику. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы как такое, что возникло впервые.

Накопления индивидуального чувственного и рационального опыта, опора на информационный опыт общества является важным условием прогрессивной развития психики человека, постепенного обогащения ее деятельности. Опора на опыт позволяет решать все более сложные задачи, лучше ориентироваться в новых условиях, действовать более расчетливо и уверенно. Чтобы успешно оперировать понятиями и представлениями на уровне мышления, необходимо сохранить их в упорядоченном и мобильном состоянии, ибо новые сдвиги в развитии психики всегда основываются на результатах предыдущего развития. Деятельность человека в большой степени зависит от богатства ее памяти.

Память – это отражение предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств[2]. Она представляет собой ряд сложных психических процессов, активное овладение какими предоставляет человеку способности усваивать и использовать нужную информацию. Память включает следующие процессы: запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Запоминание связано с усвоением и накоплением индивидуального опыта. Регулярное использование опыта в деятельности субъекта способствует его сохранению, а неиспользование – забыванию.

-2

Глава 2. Эмпирическое исследование развития памяти в онтогенезе (на примере младших школьников)

2.1. Психологический инструментарий исследования памяти

Методика "Определение типа памяти у младших школьников".

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предлагаем ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке слова, что запомнились. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке слова, что запомнились. Отдых 10 минут.

-3
-4

2.2. Результаты исследования кратковременной и смысловой памяти у учеников 2 и 4 классов

После проведения исследования уровня кратковременной памяти, результаты были занесли в табл. 2.2 (см. прил.). Как видно из табл. 2.2, 13 второклассников (65% испытуемых) имеют высокий уровень кратковременной памяти и 7 человек (35% испытуемых – средний).

Графически результаты можно представить следующим образом (см. рис. 2.2).

-5

У учащихся 4 класса уровень сформированности кратковременной памяти выше на 0,5. Так среди четвероклассников преобладающим является высокий уровень кратковременной памяти (80%), со средним уровнем лишь 20% учащихся (см. табл. 2.3, см. прил.). Как видно из табл. 2.3, 18 четвероклассников (90% испытуемых) имеют высокий уровень кратковременной памяти и всего 2 ученика (10% испытуемых – средний).

Графически результаты можно представить следующим образом (см. рис. 2.3).

-6
-7

Как можно видеть из табл. 2.6, в среднем, у девочек наблюдается более высокий уровень сформированности, как кратковременной (21,00>20,00), так и смысловой памяти (22,45>18,55). Наглядно отображение средних рангов уровня сформированности кратковременной и смысловой памяти у младших школьников отображено на рис. 2.7.

-8

Расчеты уровня сформированности кратковременной и смысловой памяти у младших школьников по полу по критерию Мана-Уитни проводились при помощи программы IBM SPSS Statistics Base 22.0, результаты расчета представлены в табл. 2.7 и 2.9.

Выдвигаются гипотезы:

Н0 – между выборками не существует статистически значимых различий;

Н1 – между выборками существуют статистически значимые различия.

Таблица 2.7 – Анализ расчета U-критерия Мана-Уитни уровня сформированности кратковременной и смысловой памяти у младших школьников по полу

-9

Таким образом, у нас нет значений удовлетворяющих условию (р≤0,05), следовательно можно констатировать отсутствие статистически значимых различий полу. Следовательно, разделение учеников по полу является необоснованным.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-10