Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.
В этой статье рассмотрим варианты использования различных покрытий поверхности грунта в Factorio, определимся с их необходимостью или ненужностью.
-----------------------------------------
Важное замечание! Эта статья была написана для первой версии игры Factorio. Некоторые механики игры, предметы или их свойства могут не совпадать с текущей версией игры.
-----------------------------------------
Вступление.
Для большинства случаев в игре Factorio могут работать три часто применяемых правила:
- У меня ресурсов много, мне не жалко тратить их на всё подряд. На экономию плевать.
- У меня ресурсов мало, откажусь совсем от всего – буду сильно экономить.
- Я разумный игрок – не важно, сколько у меня ресурсов – я трачу их с умом, где нужно экономлю, где нужно использую максимально.
И, как правило, к такому ресурсу как камень применяется первое правило всегда и всеми. Камень добывается хорошо, часто не используется в больших количествах, особенно после постройки защитного периметра. Поэтому сильного дефицита камня игроки постоянно не испытывают.
Использование камня обычно делится на несколько категорий: изначально нужно тратить камень и его производные на печи, затем на стены и рельсы, далее на отсыпку территории и постройку некоторых сооружений. При этом, по мере прохождения игры, предстоит создать производства каменных блоков и бетона.
Вот тут и возникает шекспировская дилемма: бетон or not бетон? Вот в чём вопрос. Покрыть всё бетоном или не покрывать? Или каменными блоками? Или железобетоном? И зачем вообще это надо?
Загрязнение.
В первую очередь, перед тем как рассказать о земляных покрытиях, нужно обязательно упомянуть о загрязнении.
Все плитки грунта, независимо от их внешней структуры поглощают загрязнение в слабых количествах. Чем шире территория охваченная загрязнением, тем больше она впитает в себя загрязнение и очистит воздух. И трава, и пустыня, и грязь, и песок – вся грунтовая поверхность впитывает загрязнение.
Вода, как чистая, так и позеленевшая – впитывает загрязнение (чистая немного сильнее зелёной). Причём, вода активнее впитывает загрязнение, чем грунт, даже зелёная – это на заметку любителям утрамбовывать моря отсыпкой территории.
После укладки любого земляного покрытия эта поверхность больше не будет впитывать в себя загрязнение и не будет очищать воздух. Это, пожалуй единственный, но очень жирный минус укладки каменного, бетонного или железобетонного покрытия.
Каменный блок.
Каменные блоки являются первоначальным строительным материалом изготавливаемым из камня. Так же как любая руда переплавляется во всех видах печей, так и камень в печах обжигается до каменных блоков.
Несмотря на то, что изготавливаются каменные блоки в печах, они же и применяются для изготовления стальных печей и электрических печей. Ещё каменные блоки используются для создания нефтеперерабатывающих заводов, стен и бетона. Часто выстраиваются отдельные производства каменных блоков для обеспечения всех нужд фабрики.
Из каменных блоков можно вымостить каменные дороги или покрыть любую грунтовую поверхность нужной площади.
Каменная дорога улучшает проходимость игрока и его наземного транспорта, увеличивая скорость. Например, скорость ходьбы персонажа по каменному покрытию вырастет до 130%. Скорость автомобиля на каменной дороге вырастет до почти 121% по сравнению со скоростью на обычном грунте. Скорость танка при тех же условиях вырастет почти до 105%.
Бетон.
Основой для создания бетона в Factorio являются каменные блоки. Обычно производство каменных блоков для изготовления бетона выстраивают заранее, оставляя свободный конвейер, по которому каменные блоки в будущем пойдут в изготовление бетона.
Производство бетона происходит в сборочных автоматах 2 или 3 типа (синие или зелёные соответственно). Помимо прочего в производство требуется подача воды.
Бетон в игре используется для создания центрифуг, ядерных реакторов, ракетных шахт, артиллерийских орудий и железобетона. Обычно у игроков есть отдельные производства бетона.
Покрытая бетоном поверхность, или бетонные тропинки между производствами, или бетонные дороги для транспорта существенно увеличивают скорость передвижения. Персонаж игрока заметно ускорится в ходьбе до 140%. Скорость автомобиля на бетоне по сравнению с обычным грунтом вырастет почти до 142%. Скорость танка на бетоне вырастет примерно до 108%.
Железобетон.
За основу железобетона берётся бетон. Железобетон по составу и своему производству обходится в несколько раз дороже бетона. Он не применяется ни в каких рецептах в игре, и не требуется игроку, но изготавливается по желанию. Часто на него переходят при наличии хороших запасов ресурсов и возможности тратить их без ущерба другим производствам. Имеет визуально более крупную ячейку уложенных бетонных плиток, выглядит эстетичнее обычного бетона или каменных блоков. В создании железобетона, как и при создании бетона, требуется вода.
Железобетон, при покрытии им поверхностей грунта или создании дорог или тропинок, максимально ускоряет персонажа до 150% при ходьбе. При этом скорости автомобиля и танка остаются как у обычного бетона. Отсюда у некоторых игроков возникают рациональные мысли при экономной игре не тратиться на железобетон, а обходиться обычным бетоном при покрытии грунта. Тем более, что создание бетона практически всегда налажено отдельным производством.
Разметка опасности.
Бетон и железобетон могут иметь специальную полосатую чёрно-жёлтую разметку опасности. Для создания такого типа бетона или железобетона с разметкой опасности их красят в любом из сборочных автоматов или в руках персонажа. Сколько бетона или железобетона было взято, столько же бетона или железобетона с разметкой опасности будет возвращено.
Используется такой вариант покрытия для разметки поверхности грунта, для обозначения ограничений периметра или территории, для установки заведомо запланированного оборудования и так далее. Разметка имеет диагональные полосы в одну сторону, но при желании может быть повёрнута в перпендикулярную сторону нажатием клавиши «R».
Скорость передвижения по бетону с разметкой опасности и железобетону с разметкой опасности аналогична скорости по обычному бетону и по обычному железобетону соответственно.
Скорость жуков.
Жуки, при всём их желании не могут бежать быстрее ни по каменной дороге, ни по бетону, ни по железобетону. Преимуществ скорости на искусственном покрытии жуки не имеют.
Паукотрон и поезд.
Поезд изначально передвигается только по рельсам. Его рабочая поверхность уже сформирована и не зависит от наземного покрытия. Поэтому поезд всегда едет только со своей текущей скоростью, а наземное покрытие никак не влияет на его скорость.
Паукотрон имеет особенность двигаться по пересечённой местности. Он не замечает сложностей рельефа и его скорость никаким образом не зависит от наземного покрытия. Две причины влияющие на скорость паукотрона – это: разрядившиеся аккумуляторы и недостаток электрической энергии для ходьбы, и количество экзоскелетов – чем их больше, тем выше скорость паукотрона. Некоторые игроки максимально вкладываются в изучение и постройку паукотрона, и, пересев в него, уже не задумываются о наземном покрытии каменными блоками, бетоном или железобетоном.
Размещение покрытия и удаление покрытия.
Для размещения каменных блоков, бетона или железобетона необходимо взять их в руки. На поверхности отобразится рисунок покрытия определённой площади. Если требуется увеличить размер покрытия, то до укладки на грунтовую поверхность нужно нажимать на цифровой клавиатуре клавишу «+». Также для уменьшения площади покрытия до укладки на грунт нужно нажимать на цифровой клавиатуре клавишу «-».
Если нет с собой каменных блоков, бетона или железобетона, а разместить на поверхности всё равно нужно, то можно использовать «призрак» покрытия чтобы укладку произвели дроны из фабрики. Для этого берём в активной панели быстрого доступа (внизу экрана) нужное покрытие, которое закончилось в инвентаре и имеет потускневший значок. На отображаемом покрытии появится значок в виде призрака.
Или нажимаем кнопку «Копировать» на панели ярлыков (вместо этого можно нажать комбинацию клавиш «Ctrl+C») и выделяем кусочек уже уложенного где-нибудь покрытия для его копирования. Копирование также создаст «призрак» покрытия в руках.
После размещения призрака дроны принесут покрытие и доделают работу.
Покрытие на грунтовую поверхность можно разместить и с помощью чертежей. Для этого при создании чертежа необходимо установить галочку на пункт «Клетки» чтобы в чертёж включились любые клетки поверхности (в нашем случае: каменные блоки, бетон или железобетон).
Если на данный момент отсутствует необходимое покрытие в инвентаре и на фабрике, но чертёж необходимо создать с ним, то можно воспользоваться «призраком» покрытия.
Например, где-то необходимо уложить разметку опасности из железобетона. Но на данный момент разметки опасности из железобетона нет. Можно воспользоваться призрачной разметкой. В нужном месте рисуется по поверхности необходимая разметка «призраком». Затем создаётся чертёж. Для чертежа нет разницы между призрачным и реальным покрытием, поэтому он включит покрытие в себя как реальное.
Если при рисовании по поверхности призрачным покрытием нечаянно был допущен выход за границы желаемого покрытия, или при установке чертежа, появилась необходимость стереть «призрак» покрытия в определённом месте, то сделать это можно правой кнопкой, как и в случае удаления любых других «призраков» в игре.
Для обычного удаления каменных блоков, бетона или железобетона необходимо взять что-нибудь из них в руки и навести на удаляемый участок. С помощью клавиш цифровой клавиатуры «+» и «-» увеличить или уменьшить размер площади, с которой нужно удалить покрытие. Правой кнопкой мыши производится удаление.
Для обычного удаления также подойдёт удаление с помощью «Плана сноса» («Alt+D»). Но нужно учитывать, что при выделении многих объектов для удаления «Планом сноса» – в приоритете окажутся обычные постройки, а покрытие выделено не будет. Соответственно, оно не удалится. Выделение и удаление «Планом сноса» произойдёт лишь когда на поверхности не будет ни одной постройки кроме покрытия из каменных блоков, бетона или железобетона.
Некоторые игроки создают чертёж «Плана сноса» с указанием всех покрытий поверхности. Тогда при выделении таким чертежом выделятся заведомо указанные в нём клетки покрытия не захватывая других построек.
Порядок создания и настройки «Плана сноса» таков: 1) нажать на «План сноса» 2) перенести его в активную панель быстрого доступа (или в книгу чертежей или в инвентарь) 3) нажать на него правой кнопкой для открытия и выбрать вкладку «Клетки» 4) Переключить переключатель на «Белый список» 5) в выпадающем списке выбрать «Исключительно» 6) нажимать на пустые ячейки и вносить туда все варианты покрытия поверхности кроме отсыпки территории – она не удаляется в Factorio после применения (удаляется только «призрак» отсыпки территории).
«За» и «Против».
Против покрытия из каменных блоков, бетона или железобетона можно выдвинуть такие аргументы:
- Прекращение впитывания загрязнения поверхностью, повышение уровня загрязнения.
- Трата электроэнергии и ресурсов для производства покрытия из камня, бетона, железобетона. Выстраивание дополнительных производств.
- Бессмысленность укладки покрытия при передвижении на поездах или в паукотроне.
За использование покрытия из каменных блоков, бетона или железобетона можно выдвинуть следующие аргументы:
- Ускорение ходьбы персонажа между производств по каменным, бетонным или железобетонным дорожкам.
- Ускорение езды на автомобиле или танке по каменным, бетонным или железобетонным поверхностям.
- Эстетичность при строительстве производств. Удобная разметка на местности.
- Наличие уже работающих производств по созданию каменных блоков и бетона для других целей, которые можно применить и для покрытия поверхности грунта.
Все «За» и «Против» каждый игрок может расширить по своим предпочтениям, и также сам может определиться – что из этого перевешивает. Решение о покрытии грунта каменными дорожками, бетоном или железобетоном принимается в зависимости от приоритетов игрока и его дальнейших планов на работу фабрики.
Допустим, при желании скорее пересесть в паукотрон игрок может использовать как временную меру – каменные дороги и перемещение по конвейерам для ускорения ходьбы. Или при желании бетонировать всё вокруг, игрок может прийти к выводу, что для езды на автомобиле или танке ему достаточно обычного бетона, так как скорость по нему равна скорости по железобетону. И нет необходимости удорожать производство для него.
Чертежи.
К этой статье нет чертежей. Чертежи к другим статьям можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.
-----------------------------------------
Прямая ссылка на канал Telegram: https://t.me/format_aa
-----------------------------------------
Подпишись на канал и узнавай больше +
#Формат_АА
#Factorio
#схемы
#чертежи
#поверхность
#покрытие
#камень
#блок
#бетон
#железобетон