Найти в Дзене
Записки артистки балета

Александрия. Коттедж. Часть вторая

Продолжаем прогулку по Коттеджу. Начало прогулки - Поднявшись на второй этаж по чугунной лестнице мы оказываемся в Комнате перед Южным балконом Это небольшая Проходная комната, откуда можно выйти на Круглый балкон с прекрасным видом на сад и парк с южной стороны дворца. Архитектурно-декоративная отделка этого помещения отличается сдержанностью и строгостью. Из поступившей в 1830 году в Коттедж партии мебели волнистой березы русской работы, до наших дней сохранились: шкаф одностворчатый и, с противоположной стороны, шкаф-бюро. В подобных предметах мебели бережно хранили памятные вещи. Ванная В небольшой по размеру комнате с окном установлена ванна, высеченная из цельного блока каррарского мрамора в мастерской знаменитого итальянского скульптора Трискорни в 1829 году. В Коттедже были проведены канализация и водопровод, и ванные комнаты с ватерклозетами находились на каждом этаже. В оформлении комнаты использованы предметы русской работы - это комод красного дерева, на нем рукомойн
Оглавление

Продолжаем прогулку по Коттеджу.

Начало прогулки -

Поднявшись на второй этаж по чугунной лестнице мы оказываемся в

Комнате перед Южным балконом

Это небольшая Проходная комната, откуда можно выйти на Круглый балкон с прекрасным видом на сад и парк с южной стороны дворца.

-2

Архитектурно-декоративная отделка этого помещения отличается сдержанностью и строгостью. Из поступившей в 1830 году в Коттедж партии мебели волнистой березы русской работы, до наших дней сохранились: шкаф одностворчатый и, с противоположной стороны, шкаф-бюро.

-3

В подобных предметах мебели бережно хранили памятные вещи.

Ванная

В небольшой по размеру комнате с окном установлена ванна, высеченная из цельного блока каррарского мрамора в мастерской знаменитого итальянского скульптора Трискорни в 1829 году.

В Коттедже были проведены канализация и водопровод, и ванные комнаты с ватерклозетами находились на каждом этаже. В оформлении комнаты использованы предметы русской работы - это комод красного дерева, на нем рукомойный кувшин и тазик накладного серебра, бронзовые подсвечники и бра. На полу коврик ручной работы. В нише за перегородкой красного дерева находился бак с водой и ватерклозет.

-5

Следующая Комната перед Учебным балконом и балкон предназначались для занятий царских детей с учителями и воспитателями. Николай I уделял особое внимание подбору учителей.

Сыновья Николая I и Александры Федоровны: Александр, Константин, Николай и Михаил недолго жили с родителями. По мере подрастания, как правило, в возрасте десяти - двенадцати лет, они переселялись в особняки, специально построенные для них на территории парка «Александрия». Стены комнаты украшают картины, рисунки, акварели, раскрашенные литографии. На них изображены офицеры и рядовые различных полков в форме русской армии и сцены повседневной воинской жизни на фоне Большого дворца в Петергофе и окрестностях. Также в комнате можно увидеть скульптурные изображения Николая I в генеральском мундире казачьих войск и его младшего брата Михаила Павловича.

-7

В витрине комнаты демонстрируются сохранившиеся несколько предметов из школьных принадлежностей великих князей.

-8

Комната Наследника

Небольшая по размерам комната принадлежала старшему сыну, будущему наследнику престола Великому князю Александру Николаевичу. Эта комната оставалась за ним после того как в 1831 году, по сложившейся в семье традиции, мальчик переехал жить на «Ферму», где для него отвели восточный флигель.

Помещение обставлено мебелью красного дерева русской работы второй четверти XIX века. Среди памятных вещей - пресс немецкой работы с изображением девочки с собакой и статуэтка «Лошадь «Надежда»». Она была исполнена и поднесена Александре Федоровне в день ее рождения 1июля 1845 года шталмейстером Иосифом Юшковым.

На стенах портреты императора с императрицей и их детей.

Камердинерская

Небольшая по размерам комната выполняла также роль Гардеробной. Справа у стены полушкаф с установленными на нем готическими часами французской работы. Слева - высокий шкаф для хранения предметов туалета. Николай I переодевался несколько раз в течение дня для различных церемоний. Его день был заполнен непрерывными учениями и смотрами полков в Петергофе, манёврами и парадами в Красном Селе, поездками в Кронштадт, официальными приёмами, парадными баллами.

-11

О пристрастии Николая I к форме напоминают многочисленные гравюры, дающие возможность познакомиться с характерными образцами военного костюма 2-й четверти XIX века.

Туалетная Николая I

О назначении этой комнаты напоминает мебельное убранство: трюмо, умывальный стол с мраморной доской и полушкаф. Это часть мебельного гарнитура из ясеня с готическим декором была выполнена в мастерской Генриха Гамбса и его сыновей в 1834 году специально для Коттеджа.

-12

На столике у окна предметы с гербом Александрии работы Императорского фарфорового завода, необходимые для гигиенических процедур: кувшины, флакон, стакан, мыльница с сеткой, щеточка с крышкой, вазочки.

Интересная деталь. В дальнем правом углу Туалетной комнаты, за зеркалом с полочкой под ним, "скрывается" ватерклозет. Дверь открывается при помощи рычага, спрятанного под полкой. На полке - любимая фляга Николая I, которую он брал с собой в походы.

Находящиеся в Туалетной комнате гравюры и литографии изображают различные эпизоды русско-турецкой войны 1828 - 29 годов.

Военный мотив присутствует и в оформлении круглого тамбура в углу, где скрыта чугунная винтовая лестница, ведущая в Библиотеку первого этажа.

-15

Ковёр ручной работы, как и ковёр Гостиной Александры Федоровны, вышит воспитанницами Смольного института благородных девиц.

-16

Кабинет Николая I

Комната с большими окнами, обращенными к Финскому заливу - рабочий кабинет Николая I. На письменных столах можно видеть предметы, связанные с деловыми занятиями императора. Это печати из топаза с двуглавым орлом и с гербом Александрии, тетрадь для записей, пресс-папье из смальтового стекла и фарфора в виде щита с гербом Александрии, чернильный прибор, готовальня с чертежными инструментами, карманные часы Николая I на подчаснике в виде готической арки.

Мебель Кабинета выполнена в готическом вкусе. Стулья сделаны в 30-40 годах XIX века из дубов, посаженных в Летнем саду Петром I и сваленных бурей.

На стене напротив окон можно видеть конный портрет Петра I кисти И.Шпринка. О Петре I напоминает и собрание морских пейзажей голландских мастеров XVIII века, лично отобранных Николаем из коллекции Императорского Эрмитажа.

-18

В кабинете на каминных досках и полушкафах находятся скульптурные портреты супруги и детей императора, исполненные И.П. Витали, К.Вихманом, А.Троду. Это подчеркивало важность роли семьи в государственном устройстве.

Здесь, в Кабинете Коттеджа, Николаем I было написано множество писем, адресованных известным государственным деятелям и близким людям.

Спальня Марии Федоровны

Последней владелицей Коттеджа была жена императора Александра III Мария Фёдоровна. Эта царская семья многое сохранила без изменения в убранстве Коттеджа.

Переделки коснулись в основном интерьеров второго этажа. В одной из бывших детских - в комнате Марии Николаевны - императрица устроила спальню.

Пол этой комнаты застлан вышитым вручную ковром. В узор его каймы включена дата «15 мая 1883 года» - день коронации Александра III. Этот подарок был преподнесен Императрице воспитанницами Елизаветинского училища, одного из учреждений, находившегося под покровительством Марии Федоровны.

-22

Обстановка комнаты традиционна для спальни: кровать изолирует от остальной части помещения раздвижная портьера, столики для рукоделия, стулья и кресла из клена, зеркало, шкаф из волнистой березы, прикроватные столики с очаровательными предметами туалета.

Покрывало, наволочки, носовые платки с вышивками инициалов Марии Федоровны выполнены из тончайшего батиста. На столике перед кроватью - саше, белая матерчатая сумка для хранения носовых платков. Сохранившиеся плечики для одежды императрицы напоминают о том, что ее гардероб был всегда элегантен, костюмы и платья шились по последней моде у лучших модельеров России и Европы.

На столиках, этажерке, в витрине - изделия из стекла, фарфора, серебра. На всем отпечаток вкуса императрицы, её любви к коллекционированию произведений прикладного искусства, особенно изделий знаменитой Копенгагенской фарфоровой мануфактуры.

Кабинет Марии Федоровны

В 1894 году для Марии Федоровны была заново отделана бывшая детская комната Ольги Николаевны. Она была оформлена в Кабинет в стиле модерн знаменитой мебельной фирмой братьев Мельцер. Этот стиль получил распространение в русском и западноевропейском искусстве XIX и начала XХ века. По новому проекту стены обили ситцем светлого тона с растительным орнаментом, а нижнюю часть стены облицевали панелью из карельской березы. На полках - коллекция изделий из многослойного стекла фирмы Э. Галле и фирмы братьев Даум. Большое место в убранстве Кабинета Марии Федоровны занимал датский фарфор Королевской фарфоровой мануфактуры в Копенгагене.

В Кабинете представлена большая коллекция фарфоровых животных и птиц. Среди них фигурки собачек скульптора Э. Нильсена, которые имели большой успех на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах. В стиле модерн выполнены и осветительные приборы: американская настольная лампа и фонарик-светильник, которые питала электричеством электростанция, построенная недалеко от Коттеджа в 1910 году.

Большое место в убранстве интерьеров модерна занимают фотографии. В моду того времени вошли фотографии, выполненные знаменитым фотографом С.Л. Левицким. На столах - фотографии хозяйки кабинета - Марии Федоровны, её супруга Александра III и детей.

Детская (комната Александры Николаевны)

Единственной комнатой, облик которой дошел до нас без изменений, является комната младшей дочери Николая I - Александры Николаевны Она умерла в девятнадцать лет, вскоре после замужества с принцем Фридрихом Гессен-Кассельским, при родах, от обострения туберкулеза. Ее девичья комната сохранялась в неприкосновенности, такой, какая она была при жизни своей хозяйки: светлой, радостной, с множеством безделушек, игрушек и других личных вещей.

-29

Комната обставлена мебелью красного дерева работы русских мастеров 1830 - 1840-х годов: трюмо, столики для рукоделия с овальным мешком для ниток, пяльцами и другими приспособлениями для вышивания. У окна - столик с кукольным сервизом, созданным на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке. На другом столике - шкатулка для швейных принадлежностей, игольник, вышитый бисером, швейка. Миниатюрные фарфоровые статуэтки, изделия из бронзы, стекла, осветительные приборы - работы французских, немецких и русских мастеров 1830 - 1840-х годов.

Пол покрыт ковром с причудливым орнаментом в «готическом вкусе» русской работы первой половины XIX века. Ранняя смерть младшей дочери стала для Николая I, как и для всех членов семьи, настоящим потрясением. Художник К.Брюллов написал икону, изобразив ее чудное лицо в лике Святой мученицы Александры, восходящей на небо.

Именно после смерти Александры Николаевны была выполнена скульптура мадонны с младенцем, о которой я говорила в первой части.

-31

Обойдя второй этаж, я вновь оказалась в проходной комнате перед Южным балконом. Обратившись ко мне, служительница поинтересовалась, пойду ли я наверх, туда где расположился

Морской кабинет Николая I

Под крышей дворца в мансардном этаже размещались служебные помещения: комнаты для дневной прислуги, гардеробные, учебные классы детей.

-32

Также здесь находится и Морской кабинет Николая I с примыкающим к нему балконом, с которого открывается великолепный вид на просторы Финского залива. Основным элементом отделки Морского кабинета является перспективная роспись, воспроизводящая вид военной палатки. На стенах Кабинета - гравюры и картины на морские сюжеты. На письменном столе помещены различные приборы: оптические и подзорные трубы, компас, солнечные часы.

При жизни императора в Кабинете хранились морские карты и уставы, акварельные изображения всех типов судов и морских флагов. На письменном столе слева - серебряный рупор, с помощью которого, выйдя на балкон, Николай мог передавать распоряжения на башню сигнального телеграфа, построенную в парке на самом берегу залива, для связи с Кронштадтом и руководством маневрами Балтийского флота. Отсюда же, пользуясь личным телескопом, он наблюдал появление англо-французской эскадры у кронштадтского рейда летом 1854 года во время Крымской войны 1853 - 1855 годов.

22 августа 1854 года император навсегда уезжает из Петергофа, чтобы уже никогда не вернуться в свой дорогой Коттедж, средоточие любви, взаимопонимания и преданности, царивших в его семье. Николаю Павловичу не довелось дожить до конца войны - он скончался в Зимнем дворце 18 февраля 1855 года.

Еще подходя к кабинету я обратила внимание на необычное приспособление. При помощи этого колеса открывалось единственное окно в стеклянном потолке.

Но вот что интересно... На фотографии, к сожалению этого не видно. Окна двойные. И открывается только внутренняя створка. Внешняя остается наглухо закрытой. Интересно какой смысл в этом? Ведь в этом случае воздух не попадает в помещение. Хотя... возможно в этой системе есть свои нюансы )))

-35

Спустившись по лестнице, я забрала из камеры хранения свои вещи и отправилась гулять дальше. Впереди меня ждал Фермерский дворец Александра II.

Но это уже другая история.

-36

Еще по теме

Александрия. Парк

Александрия. Коттедж. Часть первая

Подписывайтесь на канал в Дзене и на мой телеграм канал

Обо всем понемногу