Найти в Дзене
Записки артистки балета

Александрия. Коттедж. Часть первая

Оглавление

Как и обещала, рассказываю о дворцах Александрии, в которых я побывала.

Первым на моем пути оказался дворец Коттедж - одно из главных архитектурных сооружений парка.

Коттедж, расположенный в юго-восточной части Александрии возводился по проекту А.А. Менеласа с 1826 по 1829 годы. Новое царское имение получило название «Собственная Ея Императорского Величества дача Александрия» в честь супруги императора, прусской принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины, принявшей в православии имя Александра Фёдоровна.

Коттеджу повезло - во время Великой Отечественной войны в этих стенах был устроен госпиталь для немецких офицеров, поэтому здание не было разрушено. Девяносто процентов его отделки сохранилось. Из двух с половиной тысяч экспонатов одна тысяча девятьсот восемьдесят были эвакуированы и теперь находятся на своих местах. С 1968 по 1978 год в Коттедже были проведены реставрационные работы, которыми руководила известный архитектор-реставратор Ирина Николаевна Бенуа.

Александра Федоровна не выносила помпезных парадных интерьеров, поэтому вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа "сельский домик" в духе английских загородных вилл. Новый дворец стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.

Для своего времени здание получилось довольно необычным. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед домом расположен небольшой садик.

На фасадах дворца изображен герб "Александрии", придуманный по просьбе Николая I поэтом В. А. Жуковским. Синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: "За веру, царя и отечество". Белая роза была любимым цветком императрицы, поэтому розы в "Александрии" были представлены бесчисленным многообразием форм, сортов и оттенков. Изображение герба присутствует и в интерьерах, и на многих вещах, которые по сей день хранятся в Коттедже.

-3

В начале сороковых годов XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером к Коттеджу была пристроена столовая с открытой террасой. Ее украшал изящный мраморный фонтан, выполненный Фелицией де Фово.

В нише северной стены дворца находится скульптура "Мадонна с младенцем" работы И. П. Витали. Её появление связано с младшей дочерью Николая I и Александры Федоровны - Александрой Николаевной.

-4

Давайте зайдем во дворец и прогуляемся по залам. Они, как и сам дворец оформлены в неоготическом стиле: с характерным орнаментом в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов, которые использованы в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметах декоративно-прикладного искусства.

Первое помещение, в которое мы попадаем - вестибюль. Мы сюда обязательно вернемся. А пока...

Сдав сумку в камеру хранения мы попадаем в бывшую опочивальню императрицы Александры Федоровны. На стенах представлены портреты владельцев дворца и акварельные рисунки с изображением Коттеджа.

Важнейшим элементом архитектурно-декоративной отделки интерьера является лепной декор.

-6

Кабинет Александры Федоровны

В Кабинете императрицы все, вплоть до мелочей, выполнено в неоготическом стиле: лепной декор потолка, окно-эркер с цветными стеклами, резьба на откосах оконных и дверных проемов, рисунок паркета, роспись печи. Средневековые готические мотивы использованы также в отделке мебели, люстр, изделий из фарфора, бронзы, серебра и чугуна.

-7

Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла.

Среди сохранившихся вещей много семейных реликвий: подарков, сувениров. На столе - статуэтка отца Александры Фёдоровны - прусского короля Фридриха Вильгельма III работы немецкого ювелира И.-Г. Хоссауэра.

На нижней полке этажерки стоит кустик серебряных роз, выполненный этим же мастером. Рядом с портретом Александры Фёдоровны стоят изящные перламутровые часы в виде розы. Изображение этого цветка часто встречается в интерьерах и на фасадах Коттеджа. Оно напоминает о том, что в детстве принцессу Шарлотту называли «Белая роза». Поэтическое имя юной девушке было дано в честь героини романа немецкого писателя Фридриха де Ламот Фуке «Волшебное кольцо».

Особенно бережно хранила она память о матери, прусской королеве Луизе. Её портрет представлен в интерьере на стене справа от окна. На окне - бронзовая копия надгробия рано умершей королевы, исполненная по модели немецкого скульптора Х.-Д. Рауха.

В шкафу-витрине у камина, на верхней полке хранится принадлежавшая ей фарфоровая чашка. Александра Фёдоровна окружила себя очень личными вещами, напоминавшими ей о самых близких и дорогих людях.

В кабинете представлен мраморный бюст Александры Николаевны, младшей дочери, исполненный И.П. Витали.

-11

На стенах кабинета картины, написанные дочерьми Александры Федоровны: «Вид на Александровский парк из окна Арсенала в Царском Селе» Марии Николаевны и «Пейзаж» Александры Николаевны, гравированные портреты братьев - кронпринца Фридриха- Вильгельма и принца Карла-Александра и портрет средней дочери Ольги в средневековом костюме, работы художника Т.А. Неффа.

Стоит сказать, что коллекция живописи дворца включает произведения многих выдающихся отечественных художников: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Ф. А. Моллера.

Гостиная Александры Фёдоровны

Гостиная является центральной комнатой первого этажа. Огромные окна в эркере и застекленные балконные окна-двери непосредственно связывают этот интерьер с природой.

Мотивы лепного декора потолка перекликаются с рисунком ковра. Этот ковер в подарок царской семье вышили вручную крестом воспитанницы Смольного института благородных девиц.

В Гостиной, как и в других комнатах Александры Федоровны, был создан свой мир, соответствующий ее романтическим настроениям и эстетическим вкусам. Комната утопала в любимых цветах, среди которых были розы и полевые васильки На этажерках, столах, окнах, каминах - множество шкатулок, ларцов, статуэток, вазочек, изящных безделушек. Они придают интерьеру особую теплоту, ощущение интимной атмосферы, покоя и уюта. Эти предметы имели особое памятное значение для хозяев этого дома и напоминали о близких людях и значимых событиях.

Здесь можно было перенестись в незабываемые летние дни 1829 года. Тогда в городе Потсдаме был устроен грандиозный праздник «Волшебство белой розы», приуроченный ко дню рождения и свадьбе Александры Федоровны. В организации рыцарского турнира активное участие принимали ее отец - король Пруссии и братья. В память об этом событии по заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого придворный прусский ювелир И.-Г. Хоссауэр исполнил серебряный «Потсдамский кубок». Этот кубок был представлен на выставке "Петергоф. Сокровища российской императрицы", которая проходила в Историческом музее в конце прошлого года.

-16

Камины украшают парные канделябры и часы в виде фасада Руанского собора, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе. Они тоже были представлены на той выставке.

Вазы рядом выполнены во Франции на знаменитой Севрской королевской мануфактуре. Они были поднесены императору Александру I в качестве дипломатического подарка в 1807 году во время его встречи с Наполеоном в Тильзите. На другой каминной полке - ещё одни часы, имитирующие фасад Реймского собора работы французских мастеров. Гостиная украшена полотнами И.К. Айвазовского, французских художников-маринистов Т. Гюдена и Ф.Таннера.

-18

Библиотека

B отличие от других комнат дворца, библиотека выполнена исключительно в «готическом вкусе»: ведущая на второй этаж винтовая лестница, как в средневековых замках, библиотечный шкаф во всю стену напоминающий по оформлению хоры готических соборов.

-19

На столе подсвечники, часы, многочисленные изящные мелочи, обилие которых создаёт особую романтическую атмосферу. Среди милых вещиц - модель замка - руины на Павлиньем острове близ Потсдама, изготовленная из 12000 пластинок слоновой кости и перламутра немецкими мастерами в 30-е годы XIX века воспроизводит памятник готической архитектуры.

На стенах картины с изображением интерьеров средневековых монастырей. Книжное собрание Коттеджа насчитывало около 1000 томов книг на нескольких европейских языках: французском, немецком, итальянском, английском и русском. B него входили сочинения писателей романтического направления: Дж. Байрона, Т.Мура, В.Гюго, Ф.Шиллера, И.-В.Гете, В.Скотта, Ф. Купера, а также М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского, И.И. Лажечникова. Императорская семья не скупилась на приобретение книг для библиотеки Коттеджа. Здесь имелись также популярные в то время «кипсеки» - сборники для семейного чтения, труды по истории, географии, религии, генеалогии, военные и морские уставы, свод законов Российской империи, собранные и систематизированные по указу Николая I. В Библиотеке на шкафу представлены бюсты Луизы и ее сестры Фредерики, а также их скульптурная группа. Все эти работы выполнены на Королевской фарфоровой мануфактуре немецкого скульптора И.-Г. Шадова.

О пристрастии царской семьи к игре на музыкальных инструментах напоминает фортепьяно европейской школы.

Большая Приемная

Больших приемов в Коттедже не было. Об этом свидетельствуют размеры Большой приемной. В отделке Приемной на фоне гладко окрашенных стен выделяется роспись печи в виде решетки с готическим переплетом и гербом Александрии, выполненная гризалью мастером Д.-Б. Скотти.

Мотив цветка белой розы использован и в оформлении оригинальной люстры в виде двух цветочных корзин с 25 серебряными розами, выполненной ювелиром Хоссауэром по проекту прусского короля Фридриха-Вильгельма IV, брата Александры Федоровны. Люстра была подарена Николаю I и императрице к серебряной свадьбе.

До сороковых годов XIX века эта комната выполняла роль столовой, а затем - комнаты для послеобеденного отдыха, во время которого можно было заняться и любимым домашним музицированием. В Приемной находится кабинетный рояль петербургской фирмы К. Шрёдера.

-25

Столовая

Столовая с Мраморной террасой была пристроена к восточному фасаду Коттеджа по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1842 году. Это просторное помещение соединено со старой частью дворца эффектной стрельчатой аркадой. Здесь проходили обеды в узком семейном кругу или с небольшим количеством приглашенных гостей из ближайшего окружения царской семьи. Столовую освещают две хрустальные люстры русской работы, выполненные в сороковые годы XIX столетия.

-26

В центре зала большой обеденный стол и стулья с высокими резными спинками, обитые малиновым сукном с вышитым гербом Александрии. На столе большой парадный «Собственный» сервиз на 24 персоны, выполненный из хрусталя и фарфора на Императорском фарфоровом и Императорском стеклянном заводах в конце 1820-х - начале 30-х годов, специально для Коттеджа. На всех предметах, как фарфоровых, так и хрустальных, изображен герб Александрии.

-27

На столе у окна слева готические тарелки с рисунками, воспроизводящими многоцветные, готические витражи-розы. Сервировку стола оживляют многочисленные предметы из уранового стекла необычного зеленого с золотистым отливом цвета.

Расставленные на двух дубовых этажерках и на подоконнике эркера предметы из стекла поражают богатством цветовой гаммы, разнообразием форм, сложной техникой изготовления.

Стены Столовой украшают картины, среди которых произведения кисти И.К. Айвазовского, мастеров «итальянского жанра» П.Н.Орлова, Т.А. Неффа, С.М. Воробьёва и пейзажи с видами парка Александрия французского художника-мариниста Т.Гюдена.

-30

Малая Приемная

Это небольшая по размеру комната, в которой дежурные фрейлины и придворные служители ожидали распоряжений императрицы. Комната обставлена мебелью русской работы, в стиле второго рококо, одного из самых популярных стилей середины XIX века. Мебельный гарнитур фанерован розовым деревом, украшен золочёной бронзой и фарфоровыми вставками, изображающими букеты цветов. Убранство комнаты дополняют зеркало в раме, бронзовые бра, украшенные лепными фарфоровыми цветами. Расставленные на резных пристенных полочках статуэтки из фарфора выполнены на Мейсенской мануфактуре в XIX веке по моделям знаменитых мастеров XVIII столетия: И.И. Кендлера и М.-В. Асье. Дамы и кавалеры, беседующие и музицирующие, влюблённые пастухи и пастушки представляют галантные и пасторальные сцены.

В правом углу на постаменте - бронзовый бюст Александры Федоровны. Скульптор Х.-Д. Раух исполнил этот портрет в 1816 году, в год обручения принцессы Шарлотты с будущим императором Николаем I. В 1841 году русский скульптор П.К. Клодт отлил бюст в бронзе.

-32

Вестибюль. Лестница

Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и об исторических событиях эпохи. Черный камень, помещенный над входом со стороны Вестибюля, привезен в Коттедж по повелению Александра II с фронтов русско-турецкой войны 1877-1878 годов. С другой стороны в стену вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие.

На стене Вестибюля, расписанного под мрамор, висит панцирь гигантской морской черепахи с гербом Александрии. Когда-то панцирь вывешивался на ветвях дуба у въезда в парк в знак пребывания здесь императорской семьи.

-34

На второй и третий этажи ведет парадная лестница, выполненная из тяжелого металла без опор и изготовленная на Александровском чугунно-литейном заводе.

Лестница находится в центре здания, откуда хорошо видно, что Коттедж трехэтажный. Все его комнаты компактно расположены вокруг центрального объема лестничной клетки, благодаря чему при их большом количестве Коттедж производит впечатление небольшого сельского домика.

-36

Стены лестницы расписаны по эскизам Д.-Б. Скотти гризайлью в теплых светло-коричневых тонах на голубом фоне. Перспективная роспись с готическими колоннами, стрельчатыми арками, фигурными переплётами окон создаёт эффект глубины пространства и устремлённости ввысь, свойственный подлинной готической архитектуре.

Пожалуй в этом месте мы остановимся. О помещениях второго этажа, где находились комнаты Николая I и его детей я расскажу в следующий раз.

Еще по теме

Александрия. Парк

Подписывайтесь на канал в Дзене и на мой телеграм канал

Обо всем понемногу