Что будет, когда человек приобретет все добродетели? Это скорее всего, в церкви не расскажут. Ответ в конце статьи.
Пока же почитаем, как Пётр Дамаскин определяет добродетели души, приходящие на смену страстям в процессе покаяния. Перечень добродетелей, как и перечень страстей Пётр Дамаскин нашел упоминаемыми в Божественных Писаниях и поместил их вместе:
«Мудрость, целомудрие, мужество, праведность, вера, надежда, любовь, страх, благочестие, ведение, совет, крепость, разум, премудрость, сокрушение, плач, кротость, исследование Божественных Писаний, милостыня, чистота сердца, мир, терпение, воздержание, постоянство (твердое выдерживание), благое произволение, решимость, чувство, прилежание, утверждение себя в Боге, горячность, бодрость, теплота духа, поучение, старание, трезвенность, памятование, собранность мыслей, благоговение, стыд, стыдливость, раскаяние, удаление от злого, покаяние, обращение к Богу, сочетание со Христом, отречение от диавола, соблюдение заповедей, хранение души, чистота совести, память о смерти, болезнование душою, делание добра, труд, злострадание, пребывание в суровом, пост, бдение, алкание, жажда, довольство малым, довольство собою (то есть неутруждение других), соблюдение порядка, благоприличие, почтительность, нехвастливость, презрение имений, несребролюбие, отвержение житейского, подчинение, повиновение, благопокорливость, нищета, нестяжание, удаление от мира, отсечение хотений, отречение от себя самого, советование, великодушие, упразднение по Богу, безмолвие, обучение, лежание на голой земле, неумовение, предстояние, подвиг, внимание, сухоядение, нагота, изнурение тела, уединение, жизнь в пустыне, тихость, благодушие, смелость, благое дерзновение, Божественная ревность, горение, преуспеяние, юродство ради Христа, хранение ума, устроение нравственности, преподобие, девство, освящение, чистота тела, очищение души, чтение ради Христа, попечение о Божественном, познание, приспособительность, истинность, нелюбопытство, неосуждение, прощение долгов, управление, искусство (в обхождении), остроумие (в добре), уступчивость, правильное употребление вещей, понимание, быстрота ума (в добром), опытность, псалмопение, молитва, благодарение, исповедание, мольба, коленопреклонение, призывание, моление, прошение, ходатайство, песнопение, славословие, сознание, попечение, сетование, скорбение, печаль (по Богу), сожаление, рыдание, стенание, оплакивание, прискорбные слезы, умиление, молчание, взыскание Бога, плачевный вопль, беспопечение о всем, незлобие, нетщеславие, неславолюбие, простота души, сострадание, нелюбовь к выказыванию себя, благонравие, дела по естеству, дела превыше естества, братолюбие, единомыслие, общение о Боге, приятность, духовное устроение, тихость, прямота, незлобие, сговорчивость, неподдельность, простота, приветливость, благое беседование, благое делание, предпочитание ближнего, привязанность о Боге, добродетельный навык, беспрерывное прилежание, укорение (в добродетели), благоразумие, смирение, беспристрастие, щедрость, терпение, долготерпение, благость, доброта, рассуждение, удободоступность, обходительность, несмущение, ведение (духовное), наставление, твердое укрепление, прозрение, бесстрастие, духовная радость, твердое стояние, слезы разума, душевная слеза, Божественное желание, сострадание, милосердие, человеколюбие, чистота души, чистота ума, прозорливость, чистая молитва, неплененный помысл, твердость, укрепление души и тела, просвещение, восстановление души, ненавидение жизни, должное учение, благое желание смерти, младенчество во Христе, утверждение (ближнего), поучение (его), и увещание соразмерное и понудительное, похвальное изменение, восторг о Боге, совершенство во Христе, неложное просияние, Божественная любовь, восхищение ума, Божие вселение, боголюбие, внутреннее любомудрие, богословие, исповедничество, презрение смерти, святыня, исправление, совершенное здравие души, доброта ее, похвала от Бога, благодать, царство, сыноположение и чрез все двести двадцать восемь вместе усыновление (Пс. 81, 6; Ин. 1, 12—13), то есть бытие человеку богом, благодатию Даровавшего нам победу над страстями»
/Константин Яцкевич - Заметки о христианской психологии. Дополнение к курсу/
Вопрос: пост, бдение, алкание, жажда или лежание на голой земле, неумовение, сухоядение, нагота, изнурение тела, уединение, жизнь в пустыне - почему это добродетели?
Ответ: Дамаскин говорит, что телесные добродетели или, скорее, орудия добродетелей, нужны, когда кто-либо со смирением и духовным познанием их проходит, ибо без этого не совершаются и душевные добродетели; если же не так, но сами по себе, - то они не приносят никакой пользы, как растения без плодов.
Вопрос: Что это значит "чрез все двести двадцать восемь вместе усыновление (Пс. 81, 6; Ин. 1, 12—13), то есть бытие человеку богом»
Обратите внимание, цитирую по книге Константин Яцкевич - Заметки о христианской психологии. Дополнение к курсу, и так его, наверное, замучили попы, что конкретно эти слова, принадлежащие Дамаскину, а не ему самому, автор убрал. То есть не нравится - переправь, отредактируй, придай даже новый смысл, так и с Откровенными рассказами странника ведь сделали ничтоже сумняшеся. Кстати, выражение заимствовано из церковнославянского языка. Не зря.
Ответ: видимо, 228 - это число добродетелей, и по достижении их всех человек становится Богом. Трактую это я, мне можно, я не церковь. По-моему, это естественно, что созданные по образу и подобию Бога через свои устремления и отказ от греха становятся богами сами, ну не так?
Кстати, в Бусти у меня есть рассуждения, вернее, информация на тему роста человечества, шестой расы и того, что мы станем богами рано или поздно. Звучит как бред, да, но все логично. Потому что иначе надо говорить об отсутствии эволюции во Вселенной. А ведь Бог не глуп, Вселенная расширяется, формы жизни в ней эволюционируют. В общем, приходите в гости