Найти тему
Элен Панкова

Откровенные рассказы странника. Про рай и ад

История будет из книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Авторство доподлинно неизвестно. Предположительно, книга является записью устного рассказа реального странника, который в последующем кто-то литературно обработал. Это рассказ об обретении непрестанной молитвы, о том, что в христианской традиции называется "умным деланием".

«Московский дворик» Василий Поленов 1878 "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"
«Московский дворик» Василий Поленов 1878 "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"

Сборник состоит из семи рассказов. И первые четыре великолепны. Дополнительные три появились только в издании епископа Никона в 1911 году, их нет ни в афонской рукописи, ни в до сих пор малоизвестных первых изданиях и их считают произведением другого автора, подражавшего первым рассказам.

Ссылка на книгу в конце статьи !

"Более искусственный характер новых рассказов и стилистические различия заставляют предполагать авторство другого лица. Несмотря на это, они хорошо дополняют учение об умном делании и Иисусовой молитве первых рассказов, что вполне оправдывает их совместное издание", пишет иеромонах Василий (Гролимунд) в послесловии к книге.

Хорошо пишет, очень обтекаемо. Здесь мы видим пример того, как выхолащивается истинное знание и вера. Нет в этих трех рассказах и толики той глубокой любви и смирения, с которым идет повествование в первых четырех, они настолько глубоки и чистосердечны, что оказывают на душу незабываемое впечатление.

Тем не менее, и первые рассказы подверглись церковной цензуре.

Святой епископ Феофан (Говоров), Вышенский Затворник (1815-5.1.1894), сам исправил "Рассказы" и дал им известный нам вид. Об этом он написал Н.В.Елагину в письме от 26 октября 1882 года: "... Я эту книжицу поправил - и дополнил... и послал для второго издания". Читатель нашего издания сам может ознакомиться с редакторской деятельностью святителя Феофана, особенно обработавшего первый рассказ, в котором странник не мог найти ответа на вопрос о способе непрестанной молитвы у ученых богословов и проповедников. Это, конечно, была косвенная критика господствовавшего тогда в духовных академиях схоластического богословия. В конце рассказа святитель убрал подробности о том, как женщина хотела прельстить странника в плотский грех. Кроме многочисленных стилистических исправлений, редактор хотел предостеречь неопытного в духовной жизни читателя от опасностей прелести и других заблуждений, в которые может впасть человек, не очищенный от грехов и страстей, самочинно и самоуверенно дерзая заниматься умным деланием и Иисусовой молитвой. Поэтому святой Феофан подчеркивает важность подчинения духовному отцу и послушания ему и сильно меняет состав подборки аскетических текстов, вошедших в приложение к изданию "Рассказов" под названием "Три ключа к внутренней молитвенной сокровищнице". Послесловие к книге иеромонаха Василий (Гролимунд)

И "Добротолюбие", через чтение которого странник обретает понимание непрестанной иисусовой молитвы, тоже церковникам считается опасным для народа.

Что касается оптинских старцев, то они не рекомендуют читать некоторые места из Добротолюбия (которое, однако, издано и теперь является в новом издании), в которых указываются внешние действия сердечной молитвы, а об этих действиях в рукописи .. ничего не говорится. Рукопись эта мне особенно нравится тем, что не отвлеченными рассуждениями учит непрестанной молитве, а опыты оной изображает в лицах, в простом и живом рассказе. Здесь многие (разумеется, благочестивые) читали ее с восхищением, некоторые и списали для себя".1880, из письма архиепископа Иркутского Вениамина архиепископу Казанскому Владимиру

В общем, все все поняли, да? Народ 👇 Духовенство ☝

Почитаем, наконец, книгу?

Благоразумно рассуждать и говорить с людьми дело не очень трудное и возможное, ибо ум и сердце произошли прежде, нежели ученость и премудрость человеческая. Коли есть ум, то можно его обработать, наукою ли, или опытностию; а если нет разума, то никакое воспитание не поможет. В том то и дело, что мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы приблизиться к себе, а все убегаем, чтобы не встретиться самим с собою и промениваем истину на безделушки, да и думаем: рад бы заняться духовным делом, или молитвою, да некогда, хлопоты и заботы о жизни не дают времени к сему занятию. А что важнее и нужнее — спасительная вечная жизнь души, или скоропреходящая жизнь тела, о котором мы так много стараемся? Вот это то, что я сказал, и приводит людей или к благоразумию, или к глупости.

История из книги про рай и ад

Вот видишь, пришел к нам один нищий с паспортом отставного солдата, старый, дряхлый, и так беден, что почти и наг и бос, говорил мало и так просто, как бы степной мужик. Мы взяли его в нищеприемницу; дней чрез пять он сильно захворал, а потому мы и перенесли его вот в эту беседку, успокоили и начали сами с женою ходить за ним и лечить его. Наконец, он стал уже видимо приближаться к смерти; мы приготовили его, позвавши нашего священника его исповедать, приобщить и особоровать. Накануне своей смерти он встал, потребовал у меня лист бумаги и перо, попросил, чтобы я запер двери и никого бы не впускал, покуда напишет он завещание сыну своему, которое и просил переслать после смерти его в Петербург по адресу. Изумился я, когда увидел, как он писал не только прекрасным, самым образованным почерком, но и сочинение его было превосходно, правильно и очень нежно. Вот я завтра прочту тебе это его завещание; я имею у себя с него копию.
Все это привело меня в удивление, и возбудило любопытство спросить его о его происхождении и жизни. Он, обязав меня клятвою не открывать сего никому прежде его смерти, во славу Божию рассказал мне свою жизнь.
Я был князь, имевший очень богатое состояние и провождавший самую пышную, роскошную и рассеянную жизнь. Жена моя умерла, и я жил с сыном моим, счастливо служившим капитаном в гвардии. Однажды, собираясь ехать на бал к одной важной персоне, я был сильно рассержен моим камердинером; не перетерпевши своего азарта, я жестоко ударил его в голову и приказал сослать его в деревню. Это было вечером, а на другой день утром камердинер умер от воспаления в голове. Но это с рук сошло, и я, пожалевши о моей неосторожности, вскоре и забыл об этом. Вот проходит шесть недель и оный умерший камердинер начал являться мне, прежде во сне; каждую ночь беспокоил и укорял меня, непрестанно повторяя: бессовестный, ты мой убийца! Потом я начал видеть его и наяву, в бодрствовании. Чем дальше, тем чаще он начал мне являться, а потом почти непрестанно меня беспокоил. Наконец, вместе с ним я начал видеть и других умерших мужчин, коих я жестоко оскорблял, и женщин, коих соблазнил. Все они беспрерывно укоряли меня и не давали мне покоя до того, что я не мог ни спать, ни есть, ни чем-либо заниматься; совершенно истощился в силах, и кожа моя прильнула к костям моим. Все старание искусных врачей нисколько не помогало. Я поехал лечиться в чужие края, но пролечась там полгода, нисколько не получил облегчения и мучительные видения все жестоко умножались. Меня привезли оттуда едва живого; и я испытывал в полной мере ужасы адских мучений души, прежде еще отделения ее от тела. Тогда я уверился, что есть ад и узнал, что значит он.
Будучи в таком мучительном состоянии, я сознал мои беззакония, раскаялся, исповедался, дал свободу всем при мне служившим людям, в заклял себя на всю жизнь мучить себя всякими трудами и сокрыться в нищенском образе, дабы за беззакония мои быть последнейшим служителем людей самого низкого класса. Лишь только с твердостию я на сие решился, тут же и кончились беспокоившие меня видения. Я чувствовал такую отраду и сладость от примирения с Богом, что не могу вполне сего изобразить. Вот здесь я также опытно узнал, что значит рай, и, каким образом разверзается царствие Божие внутри сердец наших. Вскоре я совершенно выздоровел, исполнил мои намерения и с паспортом отставного солдата тайно ушел из моей родины. И вот уже 15 лет, как я скитаюсь по всей Сибири. Иногда нанимался у мужиков в посильные работы, иногда Христовым именем прокармливал себя. Ах! при всех сих лишениях какое я вкушал блаженство, счастие и спокойствие совести! Это вполне может чувствовать только тот, кто из мучительного ада, милосердием Ходатая переведен в рай Божий. Рассказавши сие, он вручил мне свое завещание для отправки к его сыну и на другой день скончался.

Книга, думаю, являет собой аскетику, тут ведь о путешествиях странника, тяжёлых условиях его пути, непрестанной молитве, а питался он только хлебом (сухарями), солью и водой.

Аскетика (от др. греч. ασκεσις – «упражнение»), -разновидность внутренней телесно-душевно-духовной тренировки. Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение и исполнение обетов для достижения высших духовных целей.

В православии аскетика – это раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества.

Про это будет статья. А именно, о православной психологии и как же ей противится церковь, ну не хочет церковь никаких трактовок, кроме своих. Формализм, догматизм, схоластика. Первопроходцы - психологи и православные христиане собрались в Минске и создали курс православной психологии, а методологическим базисом курса выступила аскетика, христианское подвижничество.

Не знаю, что там у них получилось. Но хочу почитать и вам рассказать.

Ссылка на книгу

А порекомендовал книгу мне мой подписчик Вадим Семеновский. Огромное спасибо, Вадим! 🤍

P.S. Отмечу, что умное делание в православии, о практике которого идет речь в книге - то есть о практике непрестанной иисусовой молитвы - приводит к тем же результатам, что и остановка внутреннего диалога у Кастанеды - к смещению точки сборки и связанным с этим эффектах.