Хорошо известно, что в первые полтора года войны сбор Советским Союзом военных трофеев велся бессистемно. Всё изменилось с наступлением 1943 года, когда Сталин подписал постановление о сборе трофейного имущества. И уже с весны того года специальные команды, приписанные к каждому фронту, стали отправлять на базы материальных фондов тысячи единиц захваченного у противника вооружения.
Больше всего на складах скапливалось немецкого стрелкового оружия, а также боеприпасов к нему. По некоторым данным только патронов было собрано более 2 млрд штук. Что касается пистолетов, автоматов и пулемётов, то по воспоминаниям работников баз, куда свозилось трофеи, складировались они прямо на улицах кучами, высотой в 3–4 м и длиной в несколько десятков метров. Разбирали эти кучи уже после войны, сразу проводя сортировку. Исправное, оружие чистилось, смазывалось и оправлялось на хранение, неисправное – либо чинилось и тоже переводилось в резервные фонды, либо оправлялось на утилизацию. Из запасников оно впоследствии продавалась союзникам или передавалось в качестве помощи дружественным правительствам стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Хорошо послужили советскому народному хозяйству трофейные автомашины. Сколько автомобилей пошло в утиль – точно неизвестно. Зато сохранилась информация, что за 2,5 года (с 1943 по 1945 гг.) на баланс РККА поступило 60626 исправных немецких транспортных средств различного назначения, что составляло примерно 9 % от всего армейского автопарка.
Трофейные артиллерийские орудия, которых за годы войны было собрано более 68 тыс., по большей части были отправлены на переплавку или переданы на баланс армиям образованного после войны восточного блока.
Примерно также поступили с трофейными танками и САУ. Впрочем, попавшие в руки нашей армии в исправном или почти исправном состоянии танки, часто возвращались на фронт, чтобы воевать против своих бывших хозяев. К примеру, в советских танковых подразделениях стояли на вооружении 307 танков Pz.Kpfw. V, более известных как «Пантера». Однако уже к началу 1945 года их оставалось всего 111, а до безоговорочной капитуляции Германии «дожили» только 63 машины этого типа.
После войны достаточно много немецких танков было передано социалистическим странам Восточной Европы, и в первую очередь – Чехословакии. Объяснялось это тем, что именно в этой стране в период её оккупации Германией располагались заводы, где изготавливались и сами эти танки, и запчасти к ним. Некоторые танки какое-то время работали и в Союзе. Правда, их переделали в тягачи. На кадрах советской кинохроники даже попадался гитлеровский танк со снятой башней, выполнявший функции трактора во время полевых работ. Но это были единичные случаи. По большей же части «Тигры», «Пантеры» и прочие Pz.Kpfw отправлялись на переплавку. Что касается количества подбитых гитлеровских танков и САУ, попавших в распоряжение СССР, то согласно отчётам того времени их насчитывалось 24615 штук.
С самолётами дело обстояло несколько иначе. В ряде случаев эту трофейную технику тоже использовали в боевых или разведывательных целях. Но частыми эти случаи вряд ли можно назвать. Дело в том, что их норовили сбить свои же. Так что большая часть бомбардировщиков и истребителей оправлялась сразу в утиль. А вот немецкие транспортные самолёты в СССР использовались очень активно. Особенно часто их можно было встретить на Севере и Дальнем Востоке. Летали там, в основном, лёгкие транспортники Si-204 «Зибель», но попадались и средние «Юнкерсы» Ju.52. В полярной и хозяйственной авиации они использовались вплоть до 1952 года. В военные авиаподразделения после войны поступило некоторое количество бомбардировщиков «Хейнкель» Не-111. А пограничными войсками на Балтике и Чёрном море активно использовались трофейные гидросамолёты «Арадо-196» (Аr.196). Служили они до 1962 года.
Вообще же, что касается немецкой авиатехники, то многие её образцы отправлялись на полигоны советских конструкторских бюро. Там летающие машины изучались, а самые интересные технологические находки использовались в дальнейшем для разработки отечественных моделей. К примеру, считается, что большую роль в развитии советской реактивной авиации сыграло изучение силовой установки гитлеровского турбореактивного истребителя-бомбардировщика «Мессершмитт» Ме.262.
Серьёзно изучались советскими конструкторами не только самолёты, но и гитлеровские субмарины. Особый интерес у них вызывали новинки немецкого кораблестроения – электролодки XXI и XXIII серий. Их на службу в советские военно-морские силы поступило 5 шт. На боевой вахте они состояли до 1958 года. Да и потом продолжали оставаться в строю, в качестве учебных подводных кораблей. Только в 1973-м последняя из них была списана на слом. Кстати, кроме этих пяти лодок под советским флагом ходили четыре немецкие лодки седьмой серии и одна – девятой.
Трофейные надводные корабли, числящиеся в составе ВМФ СССР, тоже ещё достаточно долго бороздили морские просторы. Среди них самоходные и десантные баржи, несколько патрульных судов, тральщики и сетевые заградители, лёгкий крейсер, три устаревших и семь почти новых эсминцев (они, кстати, служили целям обороноспособности страны до конца 50-х годов). Некоторые из перечисленных кораблей находились в составе военно-морских сил, другие были переделаны в гражданские суда, в частности в китобои. Всего же в качестве трофеев Советский Союз получил 155 кораблей и большое количество (примерно 177 единиц) катеров разного целевого назначения